Что надо знать о сертификации как процедуре, удостоверяющей качество образовательной продукции, услуг и иных объектов?

 

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. В процессе сертификации устанавливается, что идентифицированная продукция (готовый продукт или услуга) соответствует (либо не соответствует) конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) либо другому нормативному документу.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИФИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство №2 ИСО (ИСО/МЭК2) от 1982 года «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». Согласно этому документу сертификация представляет собой «действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам». Данное определение легло в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации.

Виды сертификации – обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с безопасностью окружающей среды, жизнью, здоровьем и имуществом граждан. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. В номенклатуре товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации и определенных Госстандартом указаны «вычислительная техника» и «изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности».

Добровольная сертификация производится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено. Другими словами, когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя. Потребность в добровольной сертификации появляется тогда, когда несоответствие стандартам или другим нормативам затрагивает экономические интересы определенных групп населения, либо финансовых групп. Добровольная сертификация ограничивает доступ на рынок некачественной продукции и стимулирует создание качественной. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную, а ее результаты не являются основанием для запрета продукции.

В сфере образования функционирует Система добровольной сертификации средств обучения и образовательных услуг (Учсерт) POCC RU.0001.04ЯУ00 (Российская академия образования) - сертифицирует средства обучения и образовательные услуги; ряд испытательных лабораторий «Системы сертификации средств и систем в сфере информатизации РОСИНФОСЕРТ» POCCC RU.0001.03 ИН00 сертифицируют программные средства образовательного назначения (ПС ОН).

Что касается сферы дополнительного образования детей, то в ней, несмотря на ее существенные отличия от общего среднего образования, отсутствует отраслевая система добровольной сертификации образовательной продукции и образовательных услуг. Лишь в отдельных регионах разработаны и применяются региональные схемы сертификации.

Введение процедуры сертификации в отношении образовательной продукции дополнительного образования детей (ДОД) в г. Москве обусловлено отсутствием как на федеральном, так и на региональном уровне упорядоченной системы отслеживания качества программно-методических материалов, производимых учреждениями ДОД.

Разработанные педагогами образовательные программы оказались настолько разноплановыми по содержанию, структуре, результатам; программы из одних регионов настолько отличались от программ других регионов, что появилась настоятельная потребность в централизованном нормативном регулировании программной продукции ДОД.

Первым официальным документом федерального уровня, в котором были зафиксированы общие требования, предъявляемые к образовательным программам ДОД, стали Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). В настоящее время в системе ДОД действует документ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

Вместе с тем, наличие вышеназванных документов означает лишь то, что на федеральном уровне пока разработаны лишь официально установленные требования, на соответствие которым может проверяться программная продукция УДОД. Самой же процедуры ее сертификации – юридически и педагогически обоснованной и адаптированной к дополнительному образованию детей – сегодня, по существу нет. В лучшем случае ее заменяет процедура прохождения программы через региональный и всероссийский конкурсы, по итогам которых педагог может получить на свою программу диплом участника или лауреата. Данный диплом сегодня, по сути, приравнивается к сертификату соответствия установленным федеральным требованиям.

В практике УДОД именно такие образовательные программы (получившие диплом-сертификат конкурса) негласно принято считать авторскими в собственном (узком) смысле слова, т.е. авторскими оригинальными, отличающимися новизной в сравнении с примерными программами и многочисленными модифицированными (составительскими) программами.

Возникает закономерный вопрос: несомненно, программы, успешно прошедшие через конкурсы, входят в число лучших и достойны иметь знак соответствия установленным требованиям; однако, как быть с огромным количеством программ, реализуемых в УДОД, а в последние годы - и в блоках дополнительного образования общеобразовательных школ? Эти программы также имеют право на квалифицированную экспертизу специалистами, тем более, что далеко не все авторы программ выражают желание участвовать в таком неоднозначном и непростом процессе, каким является конкурс.

С целью решения данной проблемы в некоторых регионах России разработаны свои – региональные – модели сертификации программно-методической продукции ДОД, которые реализуются уже в течение ряда лет и заслуживают внимания и изучения.

В Москве в настоящее время существует настоятельная потребность в организации процесса сертификации образовательной продукции ДОД. Для этого есть соответствующие предпосылки:

§ научные разработки по дифференцированному анализу имеющегося в регионах России опыта сертификации в сфере ДОД;

§ разработки нормативных требований к различным видам образовательной продукции ДОД;

§ институциональная база – лаборатория сертификации в составе кафедры дополнительного образования детей МИОО, которая может органично вписаться в отраслевую систему сертификации образовательной продукции ДОД.

Виды образовательной продукции ДОД, которые могут быть представлены к сертификации

Образовательная продукция, реализуемая в системе ДОД, в зависимости от целевого назначения может быть подразделена на несколько групп.

           I.    Программная продукция (продукция, на основе которой строится образовательный процесс в системе ДОД: собственно образовательные программы дополнительного образования детей, программы организации учебно-практической деятельности обучающихся, программы организации различных видов не учебной деятельности детей с выраженным образовательным компонентом и т.п.).

         II.    Учебно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные обучающимся и содействующие лучшему освоению образовательных программ: разного рода пособия для обучающихся; сборники упражнений, заданий и т.п.).

       III.    Организационно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные педагогам дополнительного образования и обеспечивающие методическое сопровождение авторских образовательных программ, социально-культурных программ и проектов в системе ДОД, а также педагогическую поддержку работы с детьми того или иного возраста).

      IV.    Информационно-справочная продукция (продукция справочного назначения, дополняющая образовательный процесс: словари, справочники и др.)

        V.    Иллюстративно-наглядная продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий отдельные разделы и темы авторской образовательной программы либо сопровождающий процесс реализации авторской методики).