Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Стандарты в дополнительном образовании
by Любовь Николаевна Буйлова - Thursday, 15 October 2009, 12:06 PM
 

В документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Согласны ли Вы с тем, что содержание дополнительного образования не стандартизируется? Согласны ли Вы с тем, что обучающиеся по окончании освоения образовательной программы не могут получать сертификат?


Picture of Ирина Перова
Re: Стандарты в дополнительном образовании
by Ирина Перова - Thursday, 15 October 2009, 05:27 PM
 

Уважаемая Любовь Николаевна, вопрос своевременный и болезненный для системы ДОД.

Стандарт является нормативной основой определения критериев результативности образовательного процесса; стандарт является тем образцом, на который ориентируются при определении качества образовательной системы; стандарт устанавливает комплекс норм и требований. На круглом столе хотелось бы определиться, какими нормами и требованиями мы сегодня располагаем, а какие надо срочно разрабатывать, обсуждать и принимать. Какие стандарты могут вводиться в дополнительном образовании и что надо регламентировать?

На мой взгляд, в  дополнительном образовании могут разрабатываться следующие группы стандартов:

1 группа - стандарты содержания образования, содержащие требования по преподаваемым программам. Эту группу еще называют стандартами обученности. Необходимо учесть, что стандарты в разных образовательных областях (техническое творчество, досуг, спорт и т.д.) не могут быть одинаковыми и должны отражать специфику вида деятельности, уровни освоения предмета. Такая работа ведется уже второй год в метод.объединении методистов МИОО.

2 группа - стандарты психофизического и социального развития личности ребенка. Смысл их состоит в определении набора необходимых качеств личности ребенка. Естественно, что личностные характеристики не могут быть стандартизированы. Но может быть выделена группа критериев воспитанности, которым должен соответствовать выпускник объединения учреждения дополнительного образования, но здесь тоже не может быть одинаковых требований ко всем детям, должна быть такая же дифференциация по направленностям.

3 группа - стандарты педагогического профессионализма, включающие требования к педагогам специального и общепедагогического уровня. Есть тоже наработки, которые применяются при аттестации пед.кадров.

4 группа - стандарты управления, содержащие определенные нормы, правила, механизмы управления подразделением, учреждением.

5 группа – стандарты условий организации образовательного процесса.

 

Что еще?

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Стандарты в дополнительном образовании
by Любовь Николаевна Буйлова - Friday, 16 October 2009, 06:02 PM
 

В процессе становления ДОД проблема его стандартизации вызывало разное отношение: в период формирования ДОД все высказывались категорически против стандартов, а когда случилась 1-я массовая аттестация УДОД и возникла необходимость определить показатели и критерии качества их деятельности – многие стали говорить о стандартах. Было высказано суждение, что стандарт - это форма выражения обязательств, гарантий образовательных учреждений по качеству результатов своей деятельности.

Стандарт (требования) к образовательной программе педагога

Основная системная характеристика ДОД – осуществление деятельности в образовательном пространстве, неограниченном стандартами. У школьного образования есть разработанные и утвержденные Госстандарты по образовательным областям, есть установленный базовый минимум и есть типовые программы.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа или программа деятельности, утвержденная методическим советом УДО.

По Закону РФ «Об образовании» основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – реализация образовательных программ. Следовательно, каждый педагог должен работать по образовательной программе.

Программа ДОД - Это нормативный документ, который регламентирует содержание и методику вашей деятельности, устанавливает правила взаимоотношений детей и педагога, определяет результат, который будет получен.

Есть требования к образовательным программам, рекомендованные к исполнению Минобрнауки 2003 и 2006 гг., практически одинаковые, но содержащие незначительные разночтения, что вызывает споры[1]. И «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844

 

Выступая в качестве стандарта, образовательная программа должна содержать в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по предмету.

Традиционно в структуре стандартов выделяются следующие направления: содержание образования, квалиметрия знаний, психолого-педагогическая диагностика, типологизация знаний и категоризация образования, квалификация педагога, педагогические исследования.

 

В России, как правило, весь образовательный стандарт имеет государственный статус и является федеральным.



[1] Соответствие установленным требованиям: Министерством образования России разработаны и рекомендованы к использованию «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16);