Показатели деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей

 

1

Показатели

Приводимые показатели деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее – Показатели)) являются локальным (региональным) нормативным документом (актом), предназначенным для обеспечения объективности оценки при принятии решений о государственной аккредитации.

2

На какие учреждения распрстраняется действие показателей?

Действие Показателей распространяется на образовательные учреждения дополнительного образования детей, расположенные на территории города Москвы, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Действие Показателей не распространяется на учреждения и организации, не имеющих в качестве основного образовательную деятельность и соответственно не реализующих лицензионных образовательных программ.

3

Что является нормативной основой разработки показателей и каково их содержание?

Показатели соответствуют положениям Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в редакции _____________, __________________ (убрать), положению о государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей, утверждённому приказом Департамента образования города Москвы от ___ _________ 2008 г. №___

Содержание Показателей определено с учётом ценностного назначения дополнительного образования как:

а) формы образования, максимально адекватной природе детства;

б) образовательной системы, имеющей в основании адаптированные к институциональной структуре принципы неформального образования;

в) непреложного компонента перспективных моделей современного образования;

г) образовательной деятельности, регламентируемой образовательным учреждением на основе и в соответствии с концепцией, сформированной с учётом образовательных запросов разных контингентов детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет;

д) сфера профессиональной педагогической деятельности.

4

Какие типологические особенности УДОД учитывают показатели?

Структура Показателей определена с учётом следующих типологических характеристик образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Согласно Типовому положению образовательные учреждения дополнительного образования детей предназначены для развития мотивации детей к познанию и творчеству. Осуществляемая ими деятельность имеет в основании свободу выбора детьми для освоения одной образовательной программы (Типовое положение - Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их; СанПиН пункт 8.2.2. - более чем в 2 объединениях не рекомендуется), соответствующей их образовательным запросам, интересам и возможностям. Занятия детей в учреждении дополнительного образования имеют добровольный характер. Обучающиеся в учреждениях дополнительного образования имеют право на получение дополнительных знаний, но не обязаны это делать.

Учреждение дополнительного образования для детей – дружественная среда, предлагающая широкий спектр видов деятельности. Уклад учреждений этого типа определяется на основе гуманистических ценностей, признания права на собственное мнение, принятия на себя обязанности уважительного отношения к мнению других. Деятельность учреждений дополнительного образования детей базируется на принципах, предусмотренных Конвенцией о правах ребёнка.

 

Набор Показателей определён на основе функционально-деятельностного подхода к назначению образовательных учреждений дополнительного образования детей в региональной образовательной системе

5

1. Показатели, определяющие правовой статус образовательного учреждения по установленному Законом РФ «Об образовании типу «образовательное учреждение дополнительного образования детей», виду согласно федеральному перечню и категории?

1.1. Показатели, определяющие тип образовательного учреждения:

Показатель 1. Миссия образовательного учреждения, ценностное и функциональное назначение в жизни детей города

Показатель 2. Концепция и модель содержания предлагаемого детям образования – ориентация на предоставление детям широкого спектра направлений деятельности как непреложного фактора и условия развития мотивации к познанию и творчеству

Показатель 3. Комплект реализуемых образовательных программ

Показатель 4 Спектр направлений (направленностей) предлагаемой детям деятельности

Показатель 5 Учебные план учреждения

Показатель 6. Учебно-методический комплекс

Показатель 7. Воспитательный потенциал учреждения

Показатель 8 Профессиональный уровень работников

Показатель 9. Технологическая и материально-техническая база (наличие условий, оборудования, приборов, кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса).

Показатель 10. Программа оценки качества предлагаемого детям образования

Показатель 11. Участие работников и детей в управлении учреждением

Показатель 12. Программа развития учреждения

6

1.2. Показатели, определяющие вид образовательного учреждения

Показателем отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующему виду является:

направленность реализуемых в учреждении дополнительных образовательных программ.

 

Вид

Реализуются дополнительные образовательные программы

Примечания

одной направленности

разной направленности

1

2

3

4

Дворец

-

Все направленности

-

Дом

-

Не менее пяти

-

Центр

-

Не менее четырёх

Для профильных ОУ возможно наличие программ одной направленности

Школа

спортивно-технической; физкультурно-спортивной; художественно-эстетической;

военно-патриотической

-

-

Клуб

любой направленности

-

-

Станция

научно-технической;

туристско-краеведческой;

эколого-биологической

-

-

Детская студия

художественно-эстетической

-

-

Музей

любой направленности

-

При наличии помещений для выставочных экспозиций

Детский парк

-

Не менее трёх направленностей

Объединения с переменным контингентом обучающихся

 

Детский оздоровительно-образовательный лагерь

-

Не менее двух направленностей

7

1.3. Показатели уровня реализуемых образовательных программ

 

 

8

1.4. Показатели качества образования

 

 

9

1.5. Показатели, определяющие категорию образовательного учреждения:

 

Показателями отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующей категории являются:

1) полнота реализации дополнительных образовательных программ;

2) сроки реализации дополнительных образовательных программ;

3) уровни реализации дополнительных образовательных программ;

4) методическое обеспечение образовательного процесса;

5) кадровое обеспечение;

6) информационно-техническое оснащение образовательного процесса

Критериальные значения показателей № 1-5, применяемых при государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей, установлены приказом Минобразования России от 03.05.2000 № 1276.

 

 

Показатели

 

Критерии

 

 

 

 

 

 

Категории

 

 

 

 

 

3

2

1

Высшая

1

 

2

3

4

5

6

1.

Полнота реализации допол-

80%

85%

90%

95%

 

нительных образовательных

 

 

 

 

 

программ

 

 

 

 

 

 

2.

Сроки реализации дополни-

 

 

 

 

 

тельных образовательных

 

 

 

 

 

программ:

 

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

 

до 1

года:

 

45-50%

40-50%

30-40%

20-30%

 

от 1 года до 3 лет:

35-45%

30-40%

25-35%

30-40%

 

от 3 лет и более:

5%

10%

25%

30%

З.

Уровни реализации дополни-

 

 

 

 

 

тельных образовательных

 

 

 

 

 

программ:

 

 

 

 

 

 

ДОШКОЛЬНОГО образования:

Да

Да

Да

Да

 

начального общего образования:

Да

Да

Да

Да

 

основного общего образования:

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

 

 

10%

20%

25%

30%

 

среднего (полного) общего

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

 

образования

5%

10%

15%

20%

4.

Методическое обеспечение

Информа-

Информа-

Консуль-

Научно-

 

образовательного процесса

ционно-

ционно-

тативно-

методи-

 

 

метод и-

методи-

методи-

ческая

 

 

ческая

ческая

ческая

помощь

 

 

помощь

помощь

помощь

педагогам

 

 

педагогам

педагогам

педагогам

 

5.

Уровень квалификации педаго-

 

 

 

 

 

гов высшей категории:

5%

5-10%

10-15%

10-20%

 

1-й категории:

10-15%

10-20%

15-25%

20-30%

 

2-й категории:

50-60%

45-55%

40-50%

30-40%

6.

Информационно- техническое

Устанавливаются государственным органом управления

 

оснащение образовательного

образованием

 

 

процесса

на основании среднестатистических

 

 

 

данных в регионе

 

 

 

 

 

10

Критериальные значения информационно-технического оснащения образовательного процесса

 

Показатель

Критерии по категориям

Третья

Вторая

Первая

Высшая

6.1.

Библиотечно-информационные ресурсы

 

 

 

 

+

 

 

+

6.1.1.

Наличие библиотеки с читальным залом

6.1.2.

Доля методических пособий, других материалов, соответствующих уставным целям и задачам (%)

50

60

70

80

6.1.3.

Ресурсы на магнитных носителях (фонд аудио- и видео кассет), мультимедийные пособия

+

+

+

+

6.2.

Материально-технические ресурсы

Наличие помещений, оснащенных в соответствии с направленностью реализуемых образовательных программ