Богуславский Михаил Викторович,

                                                                      член – корреспондент РАО,

                                                                     профессор кафедры педагогики МИОО

 

Использование экспертного потенциала Москвы в методической поддержке реализации комплексного проекта модернизации образования

 

Комплексный проект модернизации образования (КПМО), осуществляемый на протяжении 2007-2009 годов, явился масштабной, органичной и в значительной мере завершающей акцией в многогранной и значимой деятельности, связанной с реализацией Национального проекта «Образование».

 

КПМО включал в себя шесть основных направлений:

1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования.

2. Переход на нормативное подушевое финансирование.

3. Развитие системы оценки качества образования.

4. Развитие сети образовательных учреждений.

5. Расширение общественного участия в управлении образованием.

6. Обновление системы повышения квалификации.

 

Конечными целями реализации Комплексного проекта модернизации образования являлись: высокое качество и современные условия предоставления образовательных услуг, повышение эффективности расходования бюджетных средств, рост доходов учителей, доступность качественного образования для всех граждан Российской Федерации.

В 2007 году на конкурсной основе был отобран 21 субъект РФ, который получил государственную поддержку на 2007-09 годы. На следующий год по результатам реализации КПМО были выделены еще 10 регионов, который получили государственную поддержку на 2007-09 годы.

В целом подчеркнем, что профессиональное сообщество приняло активное участие в создании региональных комплексных проектов и их реализации. В региональных проектах должно было быть предусмотрено изменение системы оплаты труда, направленное на повышение доходов учителей и повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений. Кроме того, регионам необходимо было создать соответствующие современным требованиям условия обучения, развивая сеть общеобразовательных учреждений, разработать объективную независимую систему мониторинга и оценки качества образования и обеспечить государственно-общественный характер управления образованием.

Несомненно, что Комплексный проект модернизации образования способствовал существенному обновлению региональных систем образованиях, развитию их инфраструктуры, переходу на новые финансово – экономические механизмы.

Подчеркнем, что на всем своем протяжении комплексный проект модернизации образования реализовывался как своего рода «проект проектов», когда, в заданных на федеральном уровне рамках, каждый регион, муниципалитет, учреждение, педагог могли на своем уровне в проектном режиме участвовать в модернизации системы образования. У каждого субъекта образования появилась реальная возможность внести вклад в определение будущего развития образования России. Общие перспективы в доминирующей парадигме того периода были определены в логике компетентностного подхода, исходя из которого, должны были произойти изменения в требованиях к содержанию и условиям организации образовательного процесса. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменения в понимании результатов образования и способов их оценивания. Возникла необходимость максимально учесть имеющийся опыт, оценить результаты модернизации образования в других регионах и определить оптимальный вариант для данной региональной системы образования.

В содержании Проекта с самого начала было определено, что трем субъектам Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область) как имеющим значительные достижения в системе образования присваивался статус «победитель-консультант». Устанавливалось, что они примут участие в программе поддержки других регионов, поскольку их инновационные разработки «крайне полезны для успешной реализации комплексных проектов».

В плане реализации этой задачи на протяжении всего периода действия проекта Московский институт открытого образования проводил экспертные семинары и вел проектную работу с регионами для оформления представления о Комплексном проекте модернизации образования и его ключевых направлениях.

Эта деятельность включала в себя следующие направления:

1.Определение моделей оказания финансовой поддержки тем регионам, которые осуществляют институциональные изменения в системе образования.

2.Выработка механизма такой финансовой поддержки: конкурс региональных комплексных проектов, в которых были оформлены обязательства регионов по проведению институциональных изменений, прежде всего – по введению нормативного финансирования и новой системы оплаты труда. А также – по развитию сети образовательных учреждений, построению системы оценки качества, развитию общественного управления образованием.

3.Определение и постановка регионам ряда существенных задач: проанализировать институциональные условия улучшения качества образования и повышение доходов учителей, эффективность той формы нормативного финансирования, которая действует в регионе. И в итоге, определить пути преодоления разрыва между оптимальными институциональными условиями и действующими нормативными показателями.

В результате использования потенциала экспертного сообщества г.Москвы был установлен и успешно апробирован механизм определения минимального базиса финансирования и расчета смет финансирования каждого образовательного учреждения с использованием поправочных, компенсирующих и адаптационных коэффициентов. Предусматривалась оплата труда в зависимости от результативности и качества, что предполагало самостоятельное определение образовательным учреждением фонда оплаты труда как доли от норматива и определение штатного расписания, в зависимости от образовательной программы. Как показал проведенный анализ, осуществленной проективной и экспертной деятельности, ключевой момент состоял в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда институтами общественного управления и включении в базовую часть фонда оплаты труда всех видов деятельности учителя.

В целом деятельность по использованию экспертного потенциала Москвы в оказании разнообразной поддержки региональным системам образования в подготовке и реализации комплексного проекта модернизации образования была осуществлена силами Московского института открытого образования по всем значимым направлениям. Среди них выделим и подробно охарактеризуем методическую и научную деятельность по обновлению системы повышения квалификации педагогических работников.

Существенным направлением обновления системы повышения квалификации в рамках реализации комплексных проектов модернизации регионального образования стала осуществленная на протяжении 2007-2009 годов научными сотрудниками и преподавателями Московского института открытого образования подготовка широкого спектра общественных экспертов – консультантов в сфере образования. Это были специалисты прошедшие соответствующую профессиональную подготовку и сертифицированных для участия в методической и научной поддержке реализации комплексных проектов модернизации образования.

Замысел такой подготовки заключался в том, чтобы оказать содействие участникам проекта в актуализации и систематизации теоретических представлений о сущности экспертно - консультационной деятельности в образовании, а также в совершенствовании способов профессионального оценивания проектов в сфере образования. При этом учитывалось, что проблема оценки эффективности и качества модернизационных процессов в регионах требовала безотлагательного разрешения, а создание централизованной системы методической и научной поддержки реализации комплексных проектов модернизации образования нуждалось в экспериментальной апробации.

Стратегическая цель повышения квалификации состояла в конструктивном изменении региональной образовательной среды, с субъектами которой организаторы и участники проекта в различных позициях соотносятся.

Тактическая цель заключалась в концептуально и методологическом обосновании процесса осуществления эффективной системы повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы», создании условий для углубления их профессиональных знаний и навыков, приобретения ими новых специальностей.

В данной связи конечная цель подобного повышения квалификации трактовалась как спланированное, длительное применение знаний участниками проекта с целью улучшения функционирования региональной системы образования на основе использования членами экспертного сообщества Москвы рефлексивных и аналитических методов.

Сущность и специфика процесса повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» обуславливалась рядом обстоятельств:

·           целью повышения квалификации участников проекта являлось внесение позитивных изменений в региональные системы образования;

·           проводниками этих изменений становились члены экспертного сообщества Москвы, которые в этих регионах не работали.

 

В соответствии с этими обстоятельствами в ходе реализации проекта были:

·  раскрыты исходные положения, определяющие сущность процесса повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы»;

·  установлены ценностные ориентиры и принципы отбора его содержания и технологий;

·  определена структура и содержание соответствующих образовательных программ;

·  предложены механизмы методической и научной поддержки реализации комплексных проектов модернизации образования.

Существенным результатом деятельности по методической и научной поддержки реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы явилось установление того обстоятельства, что повышение квалификации в рамках проекта невозможно без анализа и проектирования развития региональных образовательных систем. Этот подход существенно обогатил функции и назначение сферы повышения квалификации и сделал саму эту сферу своего рода эпицентром развития региона.

Система повышения квалификации, таким образом, вышла из подчиненной и обслуживающей роли и начала рефлексивно ассимилировать региональную систему, делая ее предметом анализа и проектирования. Такой рефлексивный выход в позицию, ответственную за развитие региональных образовательных систем, сделал в рамках проекта систему повышения квалификации центром инновационного движения в образовательном пространстве региона, подлинным ядром и механизмом развития региональных систем. Вместе с тем, такое «самоназначение» системы повышения квалификации должно было быть обеспечено необходимыми представлениями и знаниями; собственно научными и методологическими исследованиями развития образовательного пространства региона. Таким образом, повышение квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» привела к ряду существенных результатов.

Укажем на еще одну существенную специфику осуществленной деятельности. Соединение в рамках проекта понятий «методическая поддержка» и «научная поддержка» в заданную государственным контрактом целостность, обуславливало, целенаправленно организуемый в заданных рамках процесс создания широкого спектра возможностей для освоения работниками образования эффективных способов разрешения профессиональных проблем, затруднений, противоречий, конфликтов при реализации комплексных региональных проектов модернизации образования.

Важная задача при этом состояла в создании мотивации у участников проекта к самообразованию, самосовершенствованию, в формировании установки на саморазвитие. Это было обусловлено тем, что последовательное усложнение требований к профессиональной педагогической деятельности предполагает изменение представлений о профессионализме работающих в образовании разнонаправленных специалистов.

В данной связи повышение квалификации организаторов проекта было рассчитано на подготовку преподавателей, экспертов, сетевых администраторов, тьюторов, консультантов, менеджеров к выполнению работ (услуг), предусмотренных проектом. Такая номенклатура специальностей свидетельствовало о том, что большинство предлагаемых ролей достаточно ново для работников образования. Лишь немногие из них имеют знания и умения, необходимые для соответствующей деятельности, владеют необходимыми социально–педагогическими практиками. Поэтому необходимо преобразование психолого-педагогических и общеметодических знаний и умений участников проекта в соответствии с обозначенными специальностями.

Это стало возможным благодаря созданию гибкого, подвижного, квалификационного процесса, основанного на модульном принципе построения содержания образования и групповой организации повышения квалификации участников проекта в зависимости от их индивидуально-профессиональных качеств. Такая модель повышения квалификации включала в себя проектные формы работы, рефлексию, субъектную позицию (активное участие) участников проекта.

В результате осуществленной деятельности знания и умения участников проекта преобразовались в интегрированные психологические, общепедагогические, и общеметодические знания и умения, которые были применены для квалифицированного выполнения различных видов деятельности в рамках Комплексного проекта модернизации образования.