Департамент образования города Москвы
Московский институт открытого образования
Городская научно-практическая конференция
«Федеральные государственные образовательные стандарты
Обновление содержания дополнительного образования детей»
Уважаемые коллеги!
Как известно, проблема проектирования содержания образования (его отбора, формирования и структурирования) разрабатывается в профессиональном сообществе в течение многих лет, но сегодня она приобрела особую актуальность в связи с разработкой и предстоящим принятием на правительственном уровне стандартов общего образования II-го поколения.
Предлагаем Вам подумать над следующими вопросами.
1. В соответствии с Законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования. Чем именно?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. В документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности[1]", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Согласны ли Вы с тем, что содержание дополнительного образования не стандартизируется?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл. Что Вы понимаете под «направленностью» образовательной деятельности/программы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Что является основание для отнесения образовательной программы к конкретной направленности?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. В федеральных документах по аккредитации учреждений дополнительного образования детей обозначено 10-11 направленностей, которые могут иметь дополнительные образовательные программы:
· научно-техническую;
· спортивно-техническую;
· физкультурно-спортивную;
· художественно-эстетическую;
· культурологическую
· туристско-краеведческую;
· эколого-биологическую;
· военно-патриотическую;
· социально-педагогическую;
· социально-экономическую;
· естественнонаучную.
Как Вы считаете, является ли это обстоятельство ограничением для дополнительного образования детей или список направленностей открыт и может быть продолжен? На каком основании Вы так считаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Чем Вы руководствуетесь при разработке (отборе) содержания образования в Вашем учреждении/в учебной группе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. На какие нормативно-правовые документы Вы опираетесь при отборе содержания образования?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Главный документ педагога - дополнительная образовательная программа. Качество реализации дополнительных образовательных программ является ведущим показателем при государственной аккредитации образовательных учреждений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Дополнительные образовательные программы подразделяются на авторские[2] (рассчитанные на реализацию её разработчиком) и примерные (допускающие возможность использования другими специалистами). Авторскими признаются программы, не имеющие аналогов в комплексе программ этого класса. Признание программы «авторской» осуществляется специалистами, владеющими информацией о программах, реализуемых в сфере дополнительного образования детей по конкретному направлению (направленности). К авторским могут быть отнесены не только оригинальные программы, но и программы, заимствованные из других видов образования (общего или профессионального), и модифицированные (видоизменённые) по таким принципиально значимым основаниям, как цели, задачи и ожидаемые результаты, принципы отбора, структурирования и организации содержания образования, технологии организации образовательного процесса, методы и средства оценки образовательных результатов и др. Согласны ли Вы с такой классификацией программ или можете предложить другую? Обязательно ли педагогу разрабатывать авторскую программу?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Может ли образовательное учреждение разрабатывать и утверждать авторские программы по дополнительному образованию? Кто проводит экспертизу программ? Может ли окружной методический центр требовать утверждения/согласования образовательных программ только у них?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________