Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Городская научно-практическая конференция

«Федеральные государственные образовательные стандарты

Обновление содержания дополнительного образования детей»

 

Уважаемые коллеги!

Как известно, проблема проектирования содержания образования (его отбора, формирования и структурирования) разрабатывается в профессиональном сообществе в течение многих лет, но сегодня она приобрела особую актуальность в связи с разработкой и предстоящим принятием на правительственном уровне стандартов общего образования II-го поколения.

Предлагаем Вам подумать над следующими вопросами.

 

1.   В соответствии с Законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования. Чем именно?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2.   В документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности[1]", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Согласны ли Вы с тем, что содержание дополнительного образования не стандартизируется?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

3.   В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл. Что Вы понимаете под «направленностью» образовательной деятельности/программы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

4.   Что является основание для отнесения образовательной программы к конкретной направленности?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

5.   В федеральных документах по аккредитации учреждений дополнительного образования детей обозначено 10-11 направленностей, которые могут иметь дополнительные образовательные программы:

· научно-техническую;

· спортивно-техническую;

· физкультурно-спортивную;

· художественно-эстетическую;

· культурологическую

· туристско-краеведческую;

· эколого-биологическую;

· военно-патриотическую;

· социально-педагогическую;

· социально-экономическую;

· естественнонаучную.

Как Вы считаете, является ли это обстоятельство ограничением для дополнительного образования детей или список направленностей открыт и может быть продолжен? На каком основании Вы так считаете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

6.   Чем Вы руководствуетесь при разработке (отборе) содержания образования в Вашем учреждении/в учебной группе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

7.   На какие нормативно-правовые документы Вы опираетесь при отборе содержания образования?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

8.    Главный документ педагога - дополнительная образовательная программа. Качество реализации дополнительных образовательных программ является ведущим показателем при государственной аккредитации образовательных учреждений.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

9.    Дополнительные образовательные программы подразделяются на авторские[2] (рассчитанные на реализацию её разработчиком) и примерные (допускающие возможность использования другими специалистами). Авторскими признаются программы, не имеющие аналогов в комплексе программ этого класса. Признание программы «авторской» осуществляется специалистами, владеющими информацией о программах, реализуемых в сфере дополнительного образования детей по конкретному направлению (направленности). К авторским могут быть отнесены не только оригинальные программы, но и программы, заимствованные из других видов образования (общего или профессионального), и модифицированные (видоизменённые) по таким принципиально значимым основаниям, как цели, задачи и ожидаемые результаты, принципы отбора, структурирования и организации содержания образования, технологии организации образовательного процесса, методы и средства оценки образовательных результатов и др. Согласны ли Вы с такой классификацией программ или можете предложить другую? Обязательно ли педагогу разрабатывать авторскую программу?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

10.            Может ли образовательное учреждение разрабатывать и утверждать авторские программы по дополнительному образованию? Кто проводит экспертизу программ? Может ли окружной методический центр требовать утверждения/согласования образовательных программ только у них?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



[1]Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

[2]