Что понимается под «содержанием образования»?

Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 28.02.2008).

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

 

Резюме:

Образовательные учреждения этого типа имеют возможность определения содержания образования в неограниченном государственными образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека, его структурировании в разноуровневых образовательных программах и организации в разных логиках по разным схемам.

Эта форма образования предназначена для удовлетворения интересов общества и государства в гуманизации отношения к детству как к периоду культивирования индивидуальности детей, развития у них мотивации к познанию и творчеству, формирования социального опыта.

 

В соответствии с какими документами и где реализуются дополнительные образовательные программы?

Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 2003 г. N 28-51-391/16

Дополнительные образовательные программы в учреждении дополнительного образования детей реализуются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97 N 212.

 

Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» (в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91, от 15.06.2005 N 23)

Статья 8.1. Дополнительное образование детей

2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

 

Какие образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях?

Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 28.02.2008).

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

8. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (п. 8 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

Статья 26. Дополнительное образование

1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

· в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

· в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

· посредством индивидуальной педагогической деятельности;

· в научных организациях. (абзац введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ).

 

Резюме:

Следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Приходится сталкиваться и с тем, что педагоги дополнительного образования работают без образовательных программ, имея в лучшем случае тематический план на определенный период времени. Однако, мы это уже подчеркивали, современное дополнительное образование детей как раз тем и отличается, что оно реализуется только тогда, когда педагогом разработана образовательная программа, к которой предъявляются особые требования и без которой к работе приступить нельзя. Поэтому каждый педагог должен иметь образовательную программу, а в учреждении должен быть пакет дополнительных образовательных программ, реализуемых через всевозможные детские объединения – кружки, студии, группы, клубы, спортивные секции.

 

 

Какие направленности дополнительных образовательных программ определены в дополнительном образовании детей?

Ответы на вопросы о процедуре аттестации учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования детей) (приложение к письму ГУ ГСЛА Департамента образования города Москвы от «6» октября 2003 г. № 11 / ПО)

Примерный перечень направленностей (направлений) дополнительных образовательных программ (программ дополнительного образования детей) предложен Министерством образования Российской Федерации в Методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13). В разных редакциях названного документа приводится разный перечень направленностей, обобщив которые в Москве принято решение о том, что дополнительные образовательные программы могут иметь следующие 11 направленностей:

·    научно-техническую;

·    спортивно-техническую;

·    физкультурно-спортивную;

·    спортивно-техническую;

·    художественно-эстетическую;

·    туристско-краеведческую;

·    эколого-биологическую;

·    военно-патриотическую;

·    социально-педагогическую;

·    социально-экономическую;

·    естественнонаучную.

 

Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 2003 г. N 28-51-391/16

Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой.

 

Как определяется содержание дополнительной образовательной программы?

Определяя содержание предлагаемого детям дополнительного образования, необходимо принять к сведению, что российским образовательным законодательством предусмотрен только один вариант этого процесса. Согласно пункту 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

 

Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 2003 г. N 28-51-391/16

Для успешной и эффективной реализации дополнительных образовательных программ предусматриваются следующие виды деятельности, которые следует включать в содержание соответствующих дополнительных образовательных программ:

- организация и проведение смен оздоровительных лагерей и туристских баз (профильных, с дневным пребыванием, труда и отдыха);

- организация и проведение досуговой и внеурочной деятельности детей, массовых мероприятий с обучающимися, их родителями и педагогами: конкурсы, конференции, олимпиады, слеты, соревнования, походы, путешествия, экскурсии, концерты, дискотеки и т.д.;

- проведение производственной практики с обучающимися;

- организация и проведение отдыха детей, родителей (законных представителей);

- организация и проведение методической работы с педагогическими работниками;

- оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям на основе договора или соглашения;

- организация международного сотрудничества в области образования, реализация международных программ с обучающимися и педагогами за рубежом и прием иностранных граждан с аналогичной целью.

 

Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах города Москвы (МИОО, 2005)

Содержание дополнительного образования определяется в пространстве жизнедеятельности человека, не ограниченном государственными образовательными стандартами, и реализуется по специальным образовательным программам. Как правило, такие программы разрабатываются самими педагогами. Тематика программ чрезвычайно разнообразна: нет такой области человеческой деятельности, которая не могла бы стать объектом изучения в дополнительном образовании. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, спортивно-технического, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественнонаучного, социально-экономического направлений[1]. Главное – чтобы область познания соответствовала реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.

Освоение избранных учащимися образовательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объёме. Достижения учащихся имеют персонифицированный характер и не подлежат какому-либо сравнению между собой. Оценка в дополнительном образовании условна и допустима в разнообразных формах.

 

Каков порядок утверждения образовательных программ дополнительного образования? Требуется ли утверждение образовательных программ окружным научно-методическим центром или управлением образования?

В соответствии с п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 7.12.2006 № 752), содержание деятельности образовательных учреждений дополнительного образования для детей и объединений, входящих в эти учреждения, определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Соответственно никаких больше «утверждений» или согласований образовательных программ не требуется.

 

Существуют ли примерные дополнительные образовательные программы, опираясь на которые педагоги могут разрабатывать свои программы?

Образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением, разрабатываются и утверждаются этим учреждением самостоятельно (статья 32 п. 2 подпункт 6 Закона РФ «Об образовании»). В целях оказания помощи образовательным учреждениям государственные органы управления образованием обязаны обеспечить разработку примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов (статья 14 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные образовательные программы являются документами рекомендательного характера. Образовательное учреждение по своему усмотрению вправе воспользоваться или не воспользоваться ими для разработки собственных образовательных программ.

 

На основании каких нормативно-правовых документов разрабатываются и утверждаются дополнительные образовательные программы?

Согласно п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», государственным стандартом устанавливается обязательный минимум для основных общеобразовательных и профессиональных программ, то есть разработка и принятие государственного стандарта по дополнительным образовательным программам не предусмотрены.

В соответствии с п. 19 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием.

Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения (п. 26 Типового положения).

В соответствии с п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49), общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий, руководствуясь Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

При разработке программ дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (кружков) следует руководствоваться Примерными требованиями к программ дополнительного образования детей (2006 г.).

 

Резюме:

Образовательные программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону РФ «Об образовании, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. N 27 Д, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.

 

 

Какие требования предъявляются к образовательным программам дополнительного образования детей?

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)

Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;         

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), ив иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ s соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной,

- физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т, д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

 1. Титульный лист.

 2. Пояснительную записку.

 3. Учебно-тематический план.

 4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

 6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;

- название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на. которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2.    В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы;

-  новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

-  отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

-    ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т, д.).

3.  Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

перечень разделов, тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.  Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5.Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

-   обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

-  дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

 

Резюме:

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

 

 

Является ли обязательным разработка авторской образовательной программы для каждого педагога дополнительного образования?

Нормы действующего законодательства Российской Федерации по вопросам образования не предусматривают каких-либо ограничений по перечню дисциплин и курсов, по которым педагогические работники образовательных учреждений могут разрабатываться авторские программы. В соответствии п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, на основании которых разрабатывается основная общеобразовательная программа или основная профессиональная образовательная программы (по конкретной профессии, специальности) (п. 6 ст. 9 Закона). В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Подпункт 7 п. 2 ст. 32 Закона предписывает образовательным учреждениям разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов и дисциплин. Таким образом, разработка и утверждение рабочей программы на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта (федерального, регионального компонента) является обязательной для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.

Эта законодательная норма для дополнительного образования детей не применима, так как оно реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.

Авторская программа представляет собой учебную программу, являющуюся результатом педагогического творчества автора или коллектива авторов и удовлетворяющую критериям новизны и педагогической ценности. Инновационный характер содержания авторской программы, используемых педагогических технологий и методик организации учебно-воспитательного процесса обуславливает необходимость проведения апробации и экспертизы авторской программы.

Ограничение или лишение права образовательного учреждения на разработку авторских программ в компетенцию органов управления образованием не входит.

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ (В данном случае понятие «авторская» используется в широком смысле слова – как продукт интеллектуальной деятельности конкретного человека (автора), без уточнения степени новизны, оригинальности данного произведения). К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности). В этом случае понятие «авторская программа» используется в узком смысле слова, связанном с определенной степенью новизны.

 

Резюме:

Педагогические работники могут, но не должны разрабатывать авторские программы. Ни в одном документе не сказано, что каждый педагог должен быть автором образовательной программы: можно работать по любой программе, концепция которой соответствует деятельности педагога.

Ответственность за реализацию образовательных программ несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке согласно пункту 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

 

 

Как оформляется титульный лист дополнительной образовательной программы?

На титульном листе дополнительной образовательной программы должны содержаться следующие сведения:

1)   полное наименование образовательного учреждения, реализующего дополнительную образовательную программу (программу дополнительного образования детей);

2)   гриф об утверждении программы (где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа);

3)   тип программы – «Дополнительная образовательная программа» и её название;

4)   возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

5)   срок реализации дополнительной образовательной программы;

6)   ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

7)   название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

8)   год разработки дополнительной образовательной программы.

 

Какую информацию должна содержать пояснительная записка к дополнительной образовательной программе?

В пояснительной записке к программе должны быть обозначены:

1)   направленность дополнительной образовательной программы;

2)   новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;

3)   цель и задачи дополнительной образовательной программы;

4)   отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

5)   возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

6)   сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

7)   формы и режим занятий;

8)   ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

9)   формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

 

По каким программам может работать педагог дополнительного образования?

 

Примерная (типовая) программа

это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (адаптированная) программа

это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа

это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Экспериментальная программа – это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации – в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Авторская программа

это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

 

Чем стандарты отличаются от учебных программ?

Отличие состоит в том, что стандарты, как это уже указано выше, устанавливают минимум знаний, которыми должны обладать обучающиеся, сроки обучении соответствующих дисциплин, максимальный объем учебной нагрузки для обучающихся. Программа представляет собой уже более или менее детальное описание содержания соответствующей дисциплины, которая включена для изучения в образовательный стандарт. Например, образовательный стандарт высшего образования предусматривает, что в числе дисциплин должна обязательно изучаться педагогическая теория. Перечисляются знания и умения, которыми должны обладать лица, изучившие педагогическую теорию, устанавливается общее количество часов в учебном плане, а вот уже учебная программа предусматривает детальное содержание этой дисциплины, а именно: в учебном плане описывается предмет и метод педагогической теории и т.п. То есть программа по педагогической теории представляет собой достаточно детальное описание соответствующего предмета. Такие же различия имеют место и при изучении других дисциплин, таких как логика, социология, управление и т.д.

 

Оказывает ли государство влияние на содержание образовательных программ?

Да, бесспорно. Государственный орган управления образования должен разрабатывать примерные образовательные программы. Эти примерные образовательные программы служат основой для разработки конкретной образовательной программы в каждом учебном заведении по соответствующему направлению деятельности.

 

Может ли орган управления образованием или окружной научно-методический центр требовать прохождения экспертизы и согласования образовательных программ дополнительного образования только в его экспертном совете?

Разработку и утверждение образовательных программ Закон вводит в компетенцию образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании» ст.32 пункт 2 пп.7). При этом не выдвигается требование, чтобы эти программы были утверждены или согласованы с учредителем и, тем более с методическим центром. Нет требования в Законе, чтобы программы проходили научную экспертизу.

 

Резюме:

Учитывая то, что образовательные программы, имея определенный уровень и направленность, определяют статус образовательного учреждения (тип и вид), а тип и вид его устанавливает учредитель, в соответствии с чем он может оказывать определенное влияние на содержание образования в учреждении. Именно: осуществлять контроль за соответствием содержания конкретной программы зафиксированному в уставе типу и виду образовательного учреждения. На этом основании учредитель может потребовать на проверку программу с целью проверки ее соответствия уставу. И хотя закон не требует проведения научной экспертизы образовательных программ, руководителям учреждений при наличии такой возможности надо провести такую экспертизу, учесть замечания экспертов и улучшить качество программы.

 

 

Имеют ли право проверяющие органов управления образованием требовать для ознакомления образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением и имеющие государственную аккредитацию?

В компетенцию органов управления образованием входит «…контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования…» (Закон РФ «Об образовании» ст. 37 п.5 пп.10). Следовательно, образовательное учреждение обязано предоставить реализуемые образовательные программы по требованию проверяющего.

 

Вправе ли управление образованием потребовать внести изменения в утвержденную и реализуемую учреждением образовательную программу?

Разработка и утверждение образовательных программ – компетенция образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании» ст. 32 п.2 пп.6, ст.14 п.5). Образовательное учреждение должно осуществлять свою деятельность строго в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем (Гражданский кодекс, ст.52). Если принятая учреждением образовательная программа не соответствует его уставу, то учредитель вправе потребовать от образовательного учреждения приведения этой программы в соответствие с уставом.

 

Какова продолжительность образовательных программ, используемых учреждениями дополнительного образования детей?

Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (ПисьмоДепартамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.2006 № 06-1616

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 могут применяться авторские программы, финансирование таких программ осуществляется учредителем в соответствии с индивидуальными нормативами

 

Направленность программ

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ий и последующие года обучения

Количество часов/длительность занятий в неделю (часов)

Количество часов/ длительность занятий в неделю (часов)

Количество часов/ длительность занятий в неделю (часов)

Художественно-эстетическая

Изобразительного творчества

144/4

216/6

216/6

 

Прикладное творчество

144/4

216/6

216/6

 

Музыкальная

144/4

216/6

216/6

 

Театральная

144/4

216/6

216/6

 

Вокально-хоровые

144/4

216/6

216/6

 

Оркестровая

144/4

216/6

216/6

 

Хореографическая

144/4

216/6

324/9

Физкультурно-спортивная

Спортивно-оздоровительная

144/4

144/4

144/4

 

Начальная подготовка

216/6

216/6

216/6

 

Учебно-тренировочная подготовка

432/12

648/18

648/18

 

Спортивное совершенствование

864/24

1008/28

1008/28

 

Высшее спортивное мастерство

1152/32

1152/32

1152/32

Научно-техническая

Начальное техническое творчество

144/4

216/6

216/6

 

Конструкторская

216/6

288/8

От 324 до 432 /9-12

 

Технические виды спорта

216/6

288/8

От 324 до 432 /9-12

 

Информатика и вычислительная техника

216/6

288/8

От 324 до 432 /9-12

Туристско-краеведческая

Туристско-краеведческая (школьники младшего возраста)

144/4

216/6

324/9

 

Туристско-краеведческая

(школьники среднего и старшего возраста)

324/9

324/9

324/9

Эколого-биологическая

Эколого-биологическая

144/4

216/6

324/9

 

Эколого-биологическая

324/9

324/9

324/9

Военно-патриотическая

Военно-патриотическая

144/4

216/6

324/9

 

Военно-патриотическая

324/9

324/9

324/9

Социально-педагогическая

 

144/4

216/6

216/6

Культурологическая

 

144/4

216/6

216/6

 

Может ли использовать учреждение (организация) дополнительного образования детей в своей работе учебные или учебно-тематические планы вместо образовательных программ?

Ответы на вопросы о процедуре аттестации учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства по дополнительным образовательным программам (образовательным программам дополнительного образования детей) (приложение к письму ГУ ГСЛА Департамента образования города Москвы от «6» октября 2003 г. № 11 / ПО)

Образовательная деятельность учреждения (организации) может осуществляться по учебным или учебно-тематическим планам, если педагогический (методический) совет учреждения (организации) признаёт их достаточным основанием для организации образовательного процесса. Однако учебный (учебно-тематический) план образовательной программой не является и не подлежит экспертизе во время аттестации и государственной аккредитации.

 

Резюме:

Напомним, что Закон РФ «Об образовании» Статья 12, пункт 1 гласит: Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

 

 

Что такое «программа деятельности учреждения дополнительного образования детей»?

Законодатели, желая подчеркнуть специфику учреждений дополнительного образования детей, ввели понятие "программа деятельности", которое на уровне официального документа впервые появилось в тексте Типового положения об учреждении дополнительного образования (как раз в разделе, посвященном процедуре аттестации), в соответствии п. 19 учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учётом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

 

Резюме:

Министерство образования РФ, к сожалению, до сих пор не определилось с требованиями к этому документу, обязательного для проведения аттестации. Хотя из неофициальных источников мы получили информацию о точке зрения специалистов Министерства по данному вопросу. Они предполагают рассматривать Программу деятельности учреждения дополнительного образования как документ описательного характера, раскрывающий методы, формы и средства организации методической, образовательной, досуговой работы образовательного учреждения на определенный период. В других нормативных правовых документах уровня Федерального Закона или Постановления Правительства оборот "программа деятельности образовательного учреждения" не встречается.

 

Какие требования предъявляются к программе деятельности учреждения дополнительного образования детей?

Требования к программе деятельности образовательных учреждений и организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность в сфере детства на территории города Москвы по дополнительным образовательным программам (Приложение к письму ГУ ГСЛА от «16» октября 2003 г. № 11/ПО) являются нормативным документом регионального уровня, разработанным Городской службой лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы с целью упорядочения критериальной базы аттестации образовательных учреждений (организаций). Их содержание обусловлено ценностно-смысловым назначением программы деятельности как документа стратегического управления.

Требования предназначены для использования при аттестации названных учреждений (организаций) на территории города Москвы до принятия соответствующего подзаконного акта. Оценка программы деятельности как одного из документов, представляемых учреждениями и организациями с целью их аттестации осуществляется на основе соответствия приведённым ниже характеристикам.

1. Программа деятельности должна содержать максимально полную информацию о целях учреждений и организаций, реализуемой ими концепции образовательной деятельности, содержании и качестве предлагаемого детям образования, формах и методах организации образовательного процесса, формах соорганизации труда разнонаправленных специалистов, имеющихся и требующихся ресурсах.

2. Заявляемые программой цели и задачи учреждений и организаций должны быть:

Ø   адекватными функциям, возложенным на них Учредителем и зафиксированным в их Уставах;

Ø   обоснованными убедительными аргументами;

Ø   реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами);

Ø   реализуемыми (закрепленными за конкретными организационными структурами).

3. Отнесение направлений деятельности учреждений и организаций к числу приоритетных должно осуществляться в соответствии с их целями с учётом выявляемых на системной основе интересов детей.

4. Фиксируемые в программе действия и управленческие решения должны быть взаимоувязанными и соотнесёнными с целями, избранными учреждениями и организациями.

5. Результаты, ожидаемые к получению в определённые сроки вследствие выполнения намеченных программой действий, должны быть максимально конкретными и подлежащими оценке в соответствии с критериями, принятыми учреждениями и организациями.

6. Управленческие решения, регулирующие деятельность организационных структур и разнонаправленных специалистов в процессе выполнения программы, должны приниматься с учётом результатов анализа проявившихся проблем и противоречий.

7. Фиксируемое в программе содержание деятельности учреждений и организаций должно определяться на всех необходимых (концептуально-методологическом, программно-методическом, организационно-управленческом, кадровом, ресурсном) уровнях.

8. Содержание и структура программы определяется самими учреждениями и организациями и фиксируется в пояснительной записке.

9. Программа деятельности может иметь следующую структуру:

Ø   пояснительная записка;

Ø   характеристика учреждения и организации, основные функции, наличие условий, необходимых для их реализации;

Ø   лицензионные виды и направления деятельности;

Ø   концепция и модель образовательной деятельности, её цели и задачи, ожидаемые результаты;

Ø   содержание предлагаемого детям образования;

Ø   учебный план (учебно-тематический) план;

Ø   реализуемые образовательные программы;

Ø   методическое и иное ресурсное обеспечение их выполнения;

Ø   формы и методы организации жизнедеятельности детей разных возрастных групп;

Ø   культурно-просветительные, досуговые программы;

Ø   план мероприятий по их реализации;

Ø   управление учреждениями и организациями;

Ø   контроль над содержанием и качеством образования обучающихся;

Ø   материально-техническая база, её совершенствование и укрепление;

Ø   механизм реализации программы.

10. Программа деятельности должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы фиксируется в пояснительной записке или механизме её реализации.

11. Механизм реализации программы должен предусматривать поэтапное выявление и анализ получаемых результатов на основе определённых учреждениями и организациям критериев с учётом следующих параметров:

Ø   актуальность предлагаемого учреждениями и организациями содержания образования;

Ø   соответствие качества реализуемых образовательных программ интересам детей;

Ø   реальность выполнения поставленных целей и задач на уровне получения ожидаемых результатов;

Ø   оптимальность использования имеющихся ресурсов.

12. Функции программы деятельности может выполнять программа развития. В этом случае она должна быть выстроена в логике настоящих требований.

13. Программа деятельности может иметь раздел, определяющий стратегию развития учреждений и организаций. Наличие такого раздела может рассматриваться как готовность учреждения и организации к проектной проработке проявившихся проблем и противоречий.

14. При совмещении в одном документе функций программ разных типов во внимание принимаются существующие между ними различия. Содержание и структура такого документа определяются с их учётом.

 

Резюме:

Программа деятельности учреждения дополнительного образования детей может состоять из следующих разделов:

1.    Характеристика учреждения.

2.    Концепция деятельности.

3.    Организация образовательной деятельности:

·     учебный план

·     описание особенностей организации образовательного процесса

·     контроль за содержанием и качеством образования.

4.    Организация культурно-досуговой деятельности.

5.    Ресурсное обеспечение деятельности учреждения.

6.    Управление учреждением

7.    Механизм реализации программы.

 

 

Могут ли образовательные учреждения дополнительного образования детей реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования?

Дополнительное профессиональное образование реализуется учреждениями и организациями образования, научными организациями и организациями дополнительного образования, а также иными юридическими лицами, имеющими соответствующие структурные подразделения, предметом которых является соответствующая образовательная деятельность.

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Статьей 25 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Деятельность образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, которые созданы в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций, регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 (с изменениями от 10.03.2000 №213).

Образовательное учреждение может являться учреждением дополнительного профессионального образования для взрослых при одновременном соблюдении следующих условий:

· целью создания данного учреждения является повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций (п. 1 Типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2003 № 175);

· данное учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций (п. 4 вышеуказанного Типового Положения);

· данное учреждение должно реализовать одну или несколько программ дополнительного профессионального образования в соответствиями с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утв. Приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 1997 г. N 1351);

· данное учреждение должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности (п. 1.4. вышеуказанных Требований).

· в своей деятельности такое учреждение в дополнение к Закону РФ «Об образовании» должно руководствоваться Типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, которое определяет основы деятельности образовательных учреждений дополнительного образования (для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации данное Типовое положение является примерным).

 

Резюме:

Следовательно, учреждение дополнительного образования детей в соответствии с Законодательством не имеет права реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) взрослых, так как это не соответствует типовому положению об этом учреждении.

Поскольку право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения дополнительного образования с момента выдачи ему соответствующей лицензии, необходимо руководствоваться Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796 (в том случае, если образовательное учреждение планирует выдавать своим слушателям какие-либо документы об образовании).

В части содержания дополнительного образования следует руководствоваться Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утв. Приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 (Зарегистрирован в Минюсте РФ (вступил в силу) 11.07.1997 № 1351), которые используются образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и органами управления образованием на всей территории Российской Федерации наряду с другими нормативными документами при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и др.

 

 



[1] См. Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»; Методические рекомендации Министерства образования Российской Федерации «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13)