Какие знания о содержании дополнительного образования детей подлежат закреплению на уровне инвариантных и вариативных характеристик?

 

Содержание дополнительного образования детей

В отношении содержания дополнительного образования имеется целый ряд концептуальных разработок, касающихся:

· стратегических смыслов подобного типа образования в развитии ментальности современного человека (Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков, Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова)

· его культурной самоидентификации, обретении личностных смыслов жизни и развитии способностей (Богуславский М.В., Исенко С.П., Каргина З.А., Леонтович А.В., Щуркова Н.Е.)

· роли нестандартизированного образования для развития экономического и гуманитарного потенциала России (В.И.Панов, В.И.Козырь, Н.Ф.Трубицин, И.Н.Семенов и др.)

Но только в некоторых из них определяются механизмы вхождения декларируемых смыслов в реальную практику дополнительного образования или делаются попытки описания дидактической модели дополнительного образования (Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, Н.В. Кленова, А.В. Леонтович).

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».[1]

Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Если в отношении первой задачи есть ряд концептуальных разработок (см. выше), в отношении второй дополнительное образование нередко идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен) и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет базовые характеристики дополнительного образования как вида.

При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций».[2] Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.

Далее в качестве гипотезы Леонтович А.В. предлагает подход к определению содержания дополнительного образования. Его структура задается следующими блоками:

1. Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциаций;

2. Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности, основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов, средствами достижения и представления результатов;

3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни;

4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества.

Исходя из этого содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом:

 

Овладение информационным полем направленности

Приобретение опыта осуществления деятельности

Овладение навыком рефлексии деятельности

Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций

 

В рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования.

 

Образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом:

«Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ» (ст. 14, п.6).

Приведенное положение Закона свидетельствует о том, что дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

 

Определение направленности дополнительного образования

Определение специфики и содержания понятия направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры направленности, в настоящее время является актуальной задачей, поскольку таким образом оказывается возможным выделить и зафиксировать специфику дополнительного образования детей как особого типа образования.

В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл.

«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности».[3]

«Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией».[4]

«Направленность – общие устремления, ориентиры,… ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели… Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов».[5]

«Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования»[6].

Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).

1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области).

Предметное содержание подразделяется на:

- инвариантное (базовое) - ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;

- специальное - уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.

2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например: физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование; естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области; эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.

3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например: естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская; физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д.

Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из: результатов экзаменов и зачетов; результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (напр. туристский поход) и др.

5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональной областью, что задает включенность учебных групп в соответствующую культурно-профессиональную традицию. Например, для художественно-эстетической направленности это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследовательским институтом и т. д.

Основанием для отнесения ПДО к той или иной направленности является соответствие содержания ПДО содержанию этой направленности. В случае ПДО интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального.

Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-содержательная программа данной направленности, которая разворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направленности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариантное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения дополнительного образования и специфику реализации в нем направленностей. Конкретизация модели может быть проведена и в каждой конкретной ПДО.

 

Концепция содержания дополнительного образования детей

Российский феномен дополнительного образования детей – уникальная форма образования, не имеющая адекватных зарубежных аналогов. Под дополнительным образованием понимается образовательный процесс, осуществляемый после завершения обучения в школе. Образовательным при этом признаётся организованный устойчивый длительный процесс коммуникации, порождающий обучение. Дополнительное образование детей в Российской Федерации реализуется одновременно с получением общего или профессионального образования.

Данная педагогическая практика занимает особое место в российской образовательной системе. Её системные характеристики определяются спецификой государственного заказа, основным смыслом которого является удовлетворение образовательных потребностей детей. Специфика государственного заказа предопределяет содержание и структуру концепции дополнительного образования детей как новой формы образования, в том числе концепцию содержания ДОД.

Под концепцией содержания дополнительного образования детей мы будем понимать совокупность идей, выступающих в качестве организационной основы деятельности субъектов образовательного пространства в системе дополнительного образования детей.

Концепция как нормативный документ предписывает, что должно быть, что должно характеризовать образовательную систему, какой она должна стать в результате определенных преобразований.

В построении такой концепции мы исходим из следующих позиций.

На уровне общетеоретических представлений (высшем уровне) содержание дополнительного образования детей предстает в виде обобщенного систематизированного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального, культурного, духовного опыта, передаваемого учащимся.

На среднем уровне (уровне конкретной направленности ДОД) представлены отдельные части содержания дополнительного образования детей, определяемые спецификой этой направленности, но соотносимые с общим теоретическим представлением (высшим уровнем) по составу и структуре.

На уровне предметного курса (учебного материала) отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися, зафиксированные в учебных пособиях, дидактических материалах те элементы содержания (знания, умения, навыки, деятельностные установки, эмоционально-оценочные суждения и т.п.), которые составляют основу обучения по определенному предмету.

Эти три уровня относятся к проектируемому содержанию, существующему в качестве заданной нормы, которую необходимо воплотить. Воплощенное в преподавании, содержание дополнительного образования реально включается в процесс обучения, становится предметом общения педагога и учащегося (четвертый уровень).

В случае его усвоения ребенком оно становится лично его достоянием, входит в структуру личности (пятый уровень). Для того, чтобы проектируемое содержание ДОД стало реальным и вошло в структуру личности, необходимо, чтобы оно обладало высоким ценностным потенциалом, способным "притянуть" к себе интересы учащихся и педагогов, авторов программ, методистов и ученых-дидактов, а также общества и государства. Выделить аксиологический аспект знания можно с помощью принципа ценности, который необходимо использовать при формировании содержания дополнительного образования детей.

В содержании дополнительного образования детей, как и образования в целом, можно выделить следующие структурные компоненты:

1)   систему знаний (о природе, обществе, мышлении и пр. и способах деятельности);

2)   систему интеллектуальных и практических умений и навыков;

3)   опыт творческой деятельности;

4)   опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру, другим людям, себе.

Разрабатываемая концепция содержания ДОД базируется на теории детства (Д.Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в связи с чем предполагает:

Ø   выявление и обоснование эффективных способов гуманизации пространства детства за счёт реализации педагогами "посреднической" функции при вхождении ребёнка в мир взрослых;

Ø   создание условий, благоприятных для использования временного ресурса детства (с 6 до 18 лет) в интересах личности, общества и государства.

Выстраиваемая в логике этой теории деятельность педагога предусматривает включение детей в процессы формирования новых культурных эталонов социальных норм, ценностных установок, поведенческих регулятивов и имеет в основе гуманистическую парадигму.

Объектом внимания педагога признаются не столько знания во всей палитре представлений об этой философской категории, сколько целостный мир взрослеющего человека.

Предлагаемая концепция базируется на системном подходе. Предполагается, что дополнительное образование организуется в соответствии с целями, достижение которых должно быть обеспечено выстроенной в соответствии с определённой моделью системой.

Концепция базируется на идеях Платона, смысл которых состоит в признании субъектной позиции ребёнка в образовании. Ребёнок не ученик, «сидящий около» учителя. Он сам избирает тот путь, который должен пройти, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства. Педагог при этом выполняет функции наставника, наделённого правом "образовывать" вступающего в жизнь человека.

Концепция направлена на создание условий, благоприятных для использования ребёнком ресурса детства в целях позитивной социализации. Её содержание выстроено с учётом определений, предложенных уже названной Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО.

В контексте этого документа дополнительное образование детей представляется организованным устойчивым длительным процессом коммуникации, порождающим формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующим проявление активности в достижении избранного уровня образования.

Из этого определения следует, что дополнительным образованием может быть признан процесс коммуникации, организуемый образовательной организацией (образовательным учреждением любого типа и вида) в соответствии с чётко обозначенными целями в условиях, необходимых и достаточных для получения ожидаемых результатов.

Определение ценностного смысла дополнительного образования детей посредством категории «коммуникация» обусловливает непреложность нескольких системных характеристик этой педагогической практики как пространства социокультурного взаимодействия детей между собой и с педагогами.

Фиксируя это определение ценностного смысла дополнительного образования детей, необходимо уточнить, что названное пространство предназначается для появления разнонаправленных по целям и содержанию деятельности социальных общностей, не только не препятствующих сохранению ребёнком своей творческой индивидуальности, но и способствующих её развитию.

Направленность дополнительного образования на создание коммуникативных социокультурных пространств предопределяет содержание и структуру образовательного процесса как совокупности коммуникативных действий.

Организованный в логике продуктивной работы с информацией образовательный процесс предполагает решение таких задач, как смысловое восприятие сообщаемой детям информации на основе семиотических (знаковых) систем, освоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений о законах и закономерностях межличностных отношений, освоение способов получения и осмысления недостающей информации.

Дополнительное образование объективно наделено свойствами, позволяющими продуктивно выполнять функцию "детовождения" на этапе интенсивного освоения социальных норм. Создавая условия, благоприятные для последовательного «восхождения ребёнка к культуре современного ему общества» (Н. Е. Щуркова), дополнительное образование обеспечивает формирование социально позитивных установок, предупреждая тем самым проявления отклонений в поведении.

Дополнительное образование базируется на гуманистической парадигме, ценностно-смысловым ядром которой является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающемуся миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения.

Свобода выбора - основная типологическая характеристика дополнительного образования детей, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности.

Реализуя предоставленное ему право свободного выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, ребёнок включается в процесс получения привлекательного для него образования в той мере, в какой это образование представляет для него интерес.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, права в культурном контексте отношения к самому себе и окружающему миру, знаний о жизни как предмете познания и пространстве деятельности, способов осуществления различных видов и типов деятельности.

Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:

§ в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;

§ в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;

§ в плоскости коммуникативных действий.

Дополнительное образование не имеет образовательных стандартов. Объясняется это неформальным характером свободно избираемого образования, что не означает отсутствия требований к государственным образовательным учреждениям, организующим дополнительное образование детей. Их деятельность регулируется нормами и правилами, формирование которых находится в состоянии разработки.

Дополнительное образование не имеет в своём арсенале форм принуждения. Могу. Хочу. Умею. Делаю. Не боюсь ошибиться. Эти глаголы определяют позиции детей в дополнительном образовании, и обусловливают стиль взаимоотношений с ними взрослых. Необходимость в установлении на законодательном уровне каких-либо ограничений не возникает. Правила и нормы поведения создаются стараниями нескольких поколений и соблюдаются потому, что так надо всем. Это безопасно, удобно, приятно, полезно, интересно.

Принятые в дополнительном образовании регламентные требования направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В дополнительном образовании нет детей, обиженных сверстниками, старшими по возрасту, педагогами.

В дополнительном образовании не принято предъявлять требования, выполнить которые ребёнок не может, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Любая работа выполняется в доступном ребёнку объёме, а полученные результаты сравниваются только его с предыдущими достижениями или с намеченными им самим планами.

Социальная ценность дополнительного образования определяется целесообразностью использования ресурса детства в интересах личности, общества и государства. Запрещено может и должно быть только то, что препятствует нормальному развитию детей, делает их жертвами социализации.

Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.

Разрешено всё, что стимулирует нормальное развитие ребёнка, способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной позиции в определении значимых ценностей, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности в период детства.

Дополнительное образование одновременно направлено на сохранение и культивирование уникальности каждого ребёнка в постоянно изменяющемся социуме, и удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире. Включение детей в разные виды деятельности обеспечивает их позитивную социализацию.

Содержание дополнительного образования детей реализуется в разнообразных формах, обеспечивая формирование ценностных установок личности и такого характера, который "противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты" (К. Д. Ушинский).

Объектом внимания специалистов учреждений дополнительного детей (УДОД) является целостный мир развивающегося человека. Основным результатом их деятельности признаётся готовность детей к осмыслению, интерпретации, преобразованию информации в знания о способах деятельности и их практическом применении.

Содержание деятельности УДОД определяется на основе теорий, идей и концепций, центрированных на человеке и утверждающих, что любой человек обладает потенциалом здорового и творческого роста, и все неудачи в реализации этого потенциала могут быть преодолены, если человек получает реальную возможность принять на себя ответственность за собственную жизнь.

Этические нормы и ценности формируются в разнонаправленных общностях (учебных группах, клубах, студиях). Межличностные, межгрупповые и межпоколенные отношения выстраиваются на основе творческого взаимодействия детей и взрослых по решению разноуровневых задач.

Из множества таковых выделяются задачи снятия накопившегося в процессе учебных занятий напряжения, восстановления и восполнения израсходованных психофизических сил, формирования творческого потенциала, приобретения нового социального опыта, включения в социальные отношения, освоения новых социальных ролей, формирования навыков социального поведения.

Дополнительное образование по природе открытая образовательная система. Эта форма образования доступна для всех детей и каждого ребёнка. Здесь разрабатываются и реализуются новые образовательные программы, методики и технологии.

Дополнительное образование находится в особых отношениях с окружающей социальной средой. Изменение свойств объектов социальной среды отражается в сущностных характеристиках дополнительного образования. Оно вынуждено осваивать новые функции и изменять ранее принятые, оперативно реагировать на возникающие у детей проблемы и находить способы их разрешения, стимулировать интерес детей к поиску новых знаний и поощрять проявление образовательной активности, взаимодействовать с другими системами и предоставлять им возможность использования своих ресурсов в целях удовлетворения интересов детей, ориентироваться в массиве информации и в информационных технологиях.

Дополнительное образование - максимально персонифицированная образовательная система, включающая детей в сложный мир производства знаний. Эта категория в дополнительном образовании приобретает новые смыслы. В дополнительном образовании знания формируются в сложной работе с информацией. Основным фактором успешности этого процесса является образовательная активность ребёнка, соединяющая в себе мотив, отношение и действие.

При этом под мотивом понимается интерес к познанию и творчеству, под отношением – активность в его реализации, а действие определяется как форма проявления в образовательном процессе личностной позиции ребёнка в формирования собственного образовательного ресурса.

Дополнительное образование имеет рефлексивно-творческую природу. Направленность образовательного процесса на развитие у детей способности к восприятию позиции "другого" и его точки зрения на предмет совместной деятельности предопределяет основные свойства образовательной среды, создаваемой разнонаправленными сообществами.

Дополнительное образование базируется на принципе организации занятости детей тем, что, ими самими избрано. Это право ребёнка до определённого возраста осуществляется совместно с родителями или при их активном участии.

Дополнительное образование - составная часть образовательной системы России, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность образовательного учреждения за качество образования детей.

Качество образования признано одним из системных показателей реализации в России прав детей, основным фактором и средством удовлетворения их жизненных потребностей. В целях обеспечения качества образования в России введены новые формы регламентации деятельности образовательных учреждений - лицензирование, аттестация, государственная аккредитация.

Качество дополнительного образования детей на современном этапе развитости представлений об этом виде образования определяется органами управления образованием с учётом «индивидуальности» образовательного учреждения и требований к данной педагогической практике, обусловленных её ценностно-смысловым назначением.

Приведённое выше понимание государственного заказа предопределяет отнесение к числу системных оснований для определения качества дополнительного образования, прежде всего, такого критерия как созданность условий для нормального развития детей.

Уровень сформированности таких условий определяется развитостью мотивации к познанию и творчеству, осознанности потребности в получении образовании на протяжении всей жизни, готовности к осмыслению складывающихся в жизни ситуаций и определению оптимальных способов их разрешения.

Определить качество дополнительного образования можно по многообразию предлагаемых детям образовательных областей, видов, типов и форм деятельности, программной проработанности и ресурсной обеспеченности образовательного процесса, конкретности прогнозируемых педагогами и детьми результатов образования, реальности их достижения в обозначенные в программе сроки.

Качественным дополнительное образование может быть признано при условии доступности для детей разных групп и категорий. Дополнительное образование рассчитано на всех без каких-либо исключений. Оно предназначено для включения ребёнка в систему освоения способов осуществления разных видов и типов деятельности.

Этот вид образования предоставляет всем без исключения детям возможность проявления своих талантов, помогает им научиться жить вместе, приобретать знания на протяжении всей жизни, работать и совершенствоваться в своей профессии, справляться с различными ситуациями; проявлять самостоятельность и способность к оценке своих возможностей, личную ответственность за качество выполняемой работы.

Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.

Дополнительное образование детей переживает период самоопределения, основным результатом которого должна стать оформленная соответствующим образом теоретическая модель образовательной деятельности как социальной технологии использования ресурса детства в целях сохранения человеческого капитала Российской Федерации.


Что надо знать о сертификации как процедуре, удостоверяющей качество образовательной продукции, услуг и иных объектов?

 

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. В процессе сертификации устанавливается, что идентифицированная продукция (готовый продукт или услуга) соответствует (либо не соответствует) конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) либо другому нормативному документу.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИФИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство №2 ИСО (ИСО/МЭК2) от 1982 года «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». Согласно этому документу сертификация представляет собой «действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам». Данное определение легло в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации.

Виды сертификации – обязательная и добровольная.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с безопасностью окружающей среды, жизнью, здоровьем и имуществом граждан. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. В номенклатуре товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации и определенных Госстандартом указаны «вычислительная техника» и «изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности».

Добровольная сертификация производится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено. Другими словами, когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя. Потребность в добровольной сертификации появляется тогда, когда несоответствие стандартам или другим нормативам затрагивает экономические интересы определенных групп населения, либо финансовых групп. Добровольная сертификация ограничивает доступ на рынок некачественной продукции и стимулирует создание качественной. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную, а ее результаты не являются основанием для запрета продукции.

В сфере образования функционирует Система добровольной сертификации средств обучения и образовательных услуг (Учсерт) POCC RU.0001.04ЯУ00 (Российская академия образования) - сертифицирует средства обучения и образовательные услуги; ряд испытательных лабораторий «Системы сертификации средств и систем в сфере информатизации РОСИНФОСЕРТ» POCCC RU.0001.03 ИН00 сертифицируют программные средства образовательного назначения (ПС ОН).

Что касается сферы дополнительного образования детей, то в ней, несмотря на ее существенные отличия от общего среднего образования, отсутствует отраслевая система добровольной сертификации образовательной продукции и образовательных услуг. Лишь в отдельных регионах разработаны и применяются региональные схемы сертификации.

Введение процедуры сертификации в отношении образовательной продукции дополнительного образования детей (ДОД) в г. Москве обусловлено отсутствием как на федеральном, так и на региональном уровне упорядоченной системы отслеживания качества программно-методических материалов, производимых учреждениями ДОД.

Разработанные педагогами образовательные программы оказались настолько разноплановыми по содержанию, структуре, результатам; программы из одних регионов настолько отличались от программ других регионов, что появилась настоятельная потребность в централизованном нормативном регулировании программной продукции ДОД.

Первым официальным документом федерального уровня, в котором были зафиксированы общие требования, предъявляемые к образовательным программам ДОД, стали Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). В настоящее время в системе ДОД действует документ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

Вместе с тем, наличие вышеназванных документов означает лишь то, что на федеральном уровне пока разработаны лишь официально установленные требования, на соответствие которым может проверяться программная продукция УДОД. Самой же процедуры ее сертификации – юридически и педагогически обоснованной и адаптированной к дополнительному образованию детей – сегодня, по существу нет. В лучшем случае ее заменяет процедура прохождения программы через региональный и всероссийский конкурсы, по итогам которых педагог может получить на свою программу диплом участника или лауреата. Данный диплом сегодня, по сути, приравнивается к сертификату соответствия установленным федеральным требованиям.

В практике УДОД именно такие образовательные программы (получившие диплом-сертификат конкурса) негласно принято считать авторскими в собственном (узком) смысле слова, т.е. авторскими оригинальными, отличающимися новизной в сравнении с примерными программами и многочисленными модифицированными (составительскими) программами.

Возникает закономерный вопрос: несомненно, программы, успешно прошедшие через конкурсы, входят в число лучших и достойны иметь знак соответствия установленным требованиям; однако, как быть с огромным количеством программ, реализуемых в УДОД, а в последние годы - и в блоках дополнительного образования общеобразовательных школ? Эти программы также имеют право на квалифицированную экспертизу специалистами, тем более, что далеко не все авторы программ выражают желание участвовать в таком неоднозначном и непростом процессе, каким является конкурс.

С целью решения данной проблемы в некоторых регионах России разработаны свои – региональные – модели сертификации программно-методической продукции ДОД, которые реализуются уже в течение ряда лет и заслуживают внимания и изучения.

В Москве в настоящее время существует настоятельная потребность в организации процесса сертификации образовательной продукции ДОД. Для этого есть соответствующие предпосылки:

§ научные разработки по дифференцированному анализу имеющегося в регионах России опыта сертификации в сфере ДОД;

§ разработки нормативных требований к различным видам образовательной продукции ДОД;

§ институциональная база – лаборатория сертификации в составе кафедры дополнительного образования детей МИОО, которая может органично вписаться в отраслевую систему сертификации образовательной продукции ДОД.

Виды образовательной продукции ДОД, которые могут быть представлены к сертификации

Образовательная продукция, реализуемая в системе ДОД, в зависимости от целевого назначения может быть подразделена на несколько групп.

           I.    Программная продукция (продукция, на основе которой строится образовательный процесс в системе ДОД: собственно образовательные программы дополнительного образования детей, программы организации учебно-практической деятельности обучающихся, программы организации различных видов не учебной деятельности детей с выраженным образовательным компонентом и т.п.).

         II.    Учебно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные обучающимся и содействующие лучшему освоению образовательных программ: разного рода пособия для обучающихся; сборники упражнений, заданий и т.п.).

       III.    Организационно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные педагогам дополнительного образования и обеспечивающие методическое сопровождение авторских образовательных программ, социально-культурных программ и проектов в системе ДОД, а также педагогическую поддержку работы с детьми того или иного возраста).

      IV.    Информационно-справочная продукция (продукция справочного назначения, дополняющая образовательный процесс: словари, справочники и др.)

        V.    Иллюстративно-наглядная продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий отдельные разделы и темы авторской образовательной программы либо сопровождающий процесс реализации авторской методики).


 

Уважаемые коллеги!

Проанализируйте, пожалуйста, предложенную Вам информацию; отнеситесь к поставленным вопросам; определитесь в их значимости для региональной системы дополнительного образования детей, образовательных учреждений, работающих в них специалистов, детей Москвы, внесите в перечень вопросов замечания, уточнения и дополнения.

 

1.   Что есть «дополнительное образование детей»?

2.   На основании соответствия каким характеристикам некая организация может получить статус образовательного учреждения дополнительного образования детей?

3.   Как Вы считаете, нужны ли нормативно-правовые и научно-методические основания для развития системы дополнительного образования детей? Или эта образовательная система в виду своей нестандартности и неформальности может существовать без этих оснований?

4.   Наличие (созданность) каких условий позволяет детскому саду, школе, колледжу и т.п. осуществлять дополнительное образование детей

5.   Правомерно ли и целесообразно ли проводить разграничение реализуемых школой видов деятельности на учебные и внеучебные, урочные и внеурочные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные?

6.   В соответствии с Законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования. Должно ли его содержание отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования? Чем именно?

7.   Подлежит ли дополнительное образование регламентации, существует ли разница между дополнительными образовательными программами и программами дополнительного образования?

8.   Нужны ли Вам требования к содержанию дополнительного образования детей и можно ли использовать в этих целях принятые ФГОС подходы? Что из ФГОС может быть использовано при оформлении требований к содержанию дополнительного образования детей? Выделите основания для признания для их разработки и введения в практику и противопоказания для этого.

9.   В документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности[7]", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Согласны ли Вы с тем, что содержание дополнительного образования не стандартизируется? Согласны ли Вы с тем, что обучающиеся по окончании освоения образовательной программы не могут получать сертификат?

10.В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл. Что Вы понимаете под «направленностью» образовательной деятельности/программы? Что является основание для отнесения образовательной программы к конкретной направленности?

11.В федеральных документах по аккредитации учреждений дополнительного образования детей обозначено 10-11 направленностей, которые могут иметь дополнительные образовательные программы:

· научно-техническую;

· спортивно-техническую;

· физкультурно-спортивную;

· художественно-эстетическую;

· культурологическую

· туристско-краеведческую;

· эколого-биологическую;

· военно-патриотическую;

· социально-педагогическую;

· социально-экономическую;

· естественнонаучную.

Как Вы считаете, является ли это обстоятельство ограничением для дополнительного образования детей или список направленностей открыт и может быть продолжен? На каком основании Вы так считаете?

12.Главный документ педагога - дополнительная образовательная программа. Качество реализации дополнительных образовательных программ является ведущим показателем при государственной аккредитации образовательных учреждений. Чем Вы руководствуетесь при отборе содержания образования в Вашем учреждении/в учебной группе? На какие нормативно-правовые документы Вы опираетесь при разработке программы?

13. Дополнительные образовательные программы подразделяются на авторские[8] (рассчитанные на реализацию её разработчиком) и примерные (допускающие возможность использования другими специалистами). Авторскими признаются программы, не имеющие аналогов в комплексе программ этого класса. Признание программы «авторской» осуществляется специалистами, владеющими информацией о программах, реализуемых в сфере дополнительного образования детей по конкретному направлению (направленности). К авторским могут быть отнесены не только оригинальные программы, но и программы, заимствованные из других видов образования (общего или профессионального), и модифицированные (видоизменённые) по таким принципиально значимым основаниям, как цели, задачи и ожидаемые результаты, принципы отбора, структурирования и организации содержания образования, технологии организации образовательного процесса, методы и средства оценки образовательных результатов и др. Согласны ли Вы с такой классификацией программ или можете предложить другую? Обязательно ли педагогу разрабатывать авторскую программу?

14.Может ли образовательное учреждение разрабатывать и утверждать авторские программы по дополнительному образованию? Кто проводит экспертизу программ? Может ли окружной методический центр требовать утверждения/согласования образовательных программ только у него? На каком основании?

15.  Вправе ли управление образованием потребовать внести изменения в утвержденную и реализуемую учреждением образовательную программу?

16.  Может ли использовать учреждение (организация) дополнительного образования детей в своей работе учебные или учебно-тематические планы вместо образовательных программ?

17.            В каких именно нормативно-правовых документах в настоящее время наиболее остро нуждается система дополнительного образования детей?

 

 



[1] Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М., 2005, с. 71.

[2] Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М., 2005, с.84.

[3] Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительног7о образования детей. М., Владос, 2001, с. 146.

[4] Л.Г.Логинова. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., Владос, 1999. с. 95.

[5] Там же, с. 101.

[6] Леонтович А.В. Направленность дополнительного образования детей//По материалам ВНИК по договору № ФД-51/о5 от 15 ноября 2005 г. «Содержание дополнительного образования детей (инвариантные и вариативные основания)».

[7]Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

[8]