Информационные материалы совещания методистов

Поставленные перед системой дополнительного образования детей нацеливают на обновление содержания ДОД в контексте разрабатываемых образовательных стандартов. Есть над чем серьезно работать в наступающем году с точки зрения формирования современной модели образования[1] и новых образовательных стандартов, которые еще не приняты, но активно обсуждаются в педагогическом сообществе.

В 2007 году Министерство образования организовало работу по формированию современной модели образования, которая получила отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Это вам может нравиться или нет, но ДОД должно искать и доказывать свое место и свою роль в образовании.

Современная модель образования ориентируется на решение задач инновационного развития экономики и состоит, как сказал В.В. Путин, из пяти пунктов:

1)   разработка образовательных стандартов, направленных на получение обучающимися соответствующего объема знаний и умение их применять.

2)   внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы экспертного и общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и профессиональных ассоциаций).

3)   создание при участии объединений работодателей и профессиональных ассоциаций эффективной системы непрерывного образования и повышения профессиональной квалификации в соответствии с требованиями современного рынка труда.

4)   создание условий для академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава.

5)   оценка качества образовательных услуг, оказываемых инновационными образовательными учреждениями, получившими государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Реморенко И.Н.[2]: Основная тенденция, заложенная в модели «Российское образование 2020», – расширение возможностей для каждого, построение и реализация гибких образовательных программ, которые призваны обеспечить четыре направления.

Во-первых, это доступность качественного образования. То есть возможность для каждого из нас – и ребенка, и взрослого – получить хорошее образование. Независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья.

Во-вторых, содержание образования должно быть обновлено таким образом, чтобы обеспечить инновационное развитие экономики и общества. То есть система образования будет нацелена на формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в проектной работе, способностей ориентироваться в условиях быстрой смены технологий.

В-третьих, образование должно стать непрерывным – то есть человек в течение всей жизни сможет учиться и переучиваться, чтобы всегда быть успешным на меняющемся рынке труда.

В-четвертых, система образования должна стать по настоящему открытой для общества и быть ориентирована на потребителя образовательных услуг – то есть на нас, детей и родителей, работодателей, которым нужны умные головы и золотые руки. Будет развиваться система обратной связи образования и общества, внешней оценки образовательных программ и учреждений. Это общественные рейтинги, общественная аккредитация образовательных программ, обязательное информирование общества о деятельности образовательных учреждений. Все то, что дает системе образования возможность увидеть – а в том ли направлении мы движемся, и уточнять свои действия по ходу создания, а потом и реализации модели до 2020 года.

 

Ч его ждать от нового учебного года?

1)                123 редакции Закона РФ об образовании - Утвержден состав рабочей группы, которая будет разрабатывать новый закон об образовании в РФ

2)                В ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президентом России Дмитрием Медведевым предложена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны, которая включает в себя пять основных направлений: обновление образовательных стандартов, качественное улучшение и пополнение кадрового состава, выявление и поддержка талантливых детей, забота о здоровье школьников, а также изменение облика школы, не только по содержанию, но и по форме.
При этом школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны», а ключевая роль в обновлении школы принадлежит учителю.
Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по реализации инициативы "Наша новая школа". 1 июня проект документов передан на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

1. Обновление образовательных стандартов
• Готовность к переходу на новые образовательные стандарты.
• Оценка качества образования: внешняя и внутренняя оценка качества, механизм оценка эффективности деятельности учреждений образования и всей системы
• Создание и деятельность школ-ступеней
• Профессиональная подготовка в рамках профильного обучения, индивидуализация обучения
• Новые образовательные технологии в реализации компетентностного обучения
• Проектирование основной образовательной программы, сроки освоения начальной школы
• Учебный план образовательного учреждения: сокращение урочных занятий с одновременным увеличением часов на внеурочные виды деятельности, усиление роли индивидуальных и групповых внеурочных занятий

2. Система поддержки талантливых детей
• Эффективные механизмы поиска и поддержки талантливых детей с учетом географических особенностей автономного округа
• Система учета индивидуальных достижений учащихся (ученические портфолио)

3. Развитие учительского потенциала
• Новые подходы к аттестации педагогических работников: оценка профессиональной компетентности, качества результатов работы педагога, участие общественности
• Новая система оплаты труда (НСОТ) - стимулирующие надбавки как механизм регулирования кадровой политики; привлечение общественности для оценки эффективности деятельности педагога
• Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров через участие в стажировках на базе инновационных учреждений автономного округа (эффективных «грантополучателей»). Подбор и мотивация выпускников педагогических вызов посредством организации практики на базе данных учреждений, возрождение системы наставничества, менторства
• Финансирование повышения квалификации по принципу подушевого финансирования с возможностью выбора программ и учреждений повышения квалификации самим педагогом
• Привлечение в школу учителей, не имеющих педагогического образования

4. Современная школьная инфраструктура
• Повышение финансовой самостоятельности учреждений, организация школьного питания, безопасность школьников, проведения ремонтных и строительных работ и др.
• Создание условий в школах для реализации современных образовательных стандартов

5. Здоровье школьников
• Инклюзивное образование (условия для включения в образовательное пространство и успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья)
• Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья школьников

 



[1] Федеральный проект «Современная модель образования» определяет основные направления развития российской образовательной системы на период до 2020 года. Направления действий и мероприятия современной модели образования отражены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

[2] Игорем Реморенко, Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России- http://community.livejournal.com/edu_community/23499.html