Создание модели профессиональных коалиций специалистов, осуществляющих разработку и реализацию инновационных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей

 

В основе этого процесса лежат нормативно-правовые документы, которые регулируют развития образования в современный период, в частности, - «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в соответствии с которой отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, неуклонно расширяющей участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений. Концепция гласит: «Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций». В этой связи рассмотрение вопроса о создании профессиональных коалиций специалистов, осуществляющих разработку и реализацию инновационных образовательных программ, является своевременной и актуальной.

Коалиция - это союз, основанное на добровольных началах профессиональное объединение различных специалистов договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах для достижения совместной цели. Профессиональная коалиция является одним из средств повышения профессионального уровня педагогов в той области деятельности, которая является для них значимой, интересной и проблемной.

Профессиональная коалиция - новая форма объединения педагогов, учителей-предметников, методистов, ученых. Это добровольное профессиональное сообщество педагогических работников, применяющих в образовательном процессе новейшие информационные и коммуникационные технологии, формы и методы, интересующихся возможностями повышения качества обучения с помощью ИКТ.

Сфера интересов педагогов, входящие в состав профессиональных коалиций, сосредоточена в системе образования, которая в последние годы находится в процессе активного реформирования.

В настоящее время расширено право добровольных объединений педагогов обсуждать и вносить свои предложения по многим вопросам жизнедеятельности и образовательного учреждения и системы образования в целом прежде относившихся к исключительной прерогативе государства. Именно поэтому, сегодня идет процесс активного расширения полномочий профессиональных коалиций и методических объединений учителей-предметников.

В Москве в системе дополнительного образования детей профессиональные коалиции действуют в образовательных учреждениях, округах, на базе городских методических центров, на базе учреждений образования (межшкольные объединения педагогов). Эти формы государственно-общественного управления действуют достаточно эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.

Профессиональная коалиция – общественная форма управления. В ее задачи также входит совместное решение проблем содержания образования, профессиональный рост, профессиональная коммуникация.

В рамках проекта созданы следующие профессиональные коалиции:

Городские методические объединения работников сферы дополнительного образования детей

· Городское методическое объединение методистов дополнительного образования детей

· Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста

· Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности

· Городское методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов-организаторов  дополнительного образования детей

· Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования детей (инструментальное исполнительство)

Постоянно действующие проблемные семинары для работников сферы дополнительного образования детей

· Городской проблемный семинар «Мониторинг в системе дополнительного образования детей»

· Городской проблемный семинар «Психологическое сопровождение развития личности ребенка в дополнительном образовании детей»

· Городской проблемный семинар «Традиционная народная культура в содержании дополнительного образования детей»

· Городской проблемный семинар «Разработка и сертификация авторской образовательной продукции дополнительного образования детей»

 

Деятельность профессиональной коалиции строится на принципах:  добровольности, открытости,  практической направленности.

Для чего нужны профессиональные коалиции?

Прежде всего, отметим, что профессиональная коалиция – это профессиональное сетевое сообщество педагогов, методистов, руководителей учреждений, учителей - предметников. Формируется профессиональная коалиция вокруг идеи. А идеей является следующее - прежде всего, возможность общения учителей между собой с целью обсуждения насущных педагогических проблем; личное участие в деятельности коалиции; равный обмен сообщениями между членами коалиции; постоянная оперативная связь учителей – предметников с коллегами, методистами, психологом.

Профессиональная коалиция дает возможность не пассивного изучения чего-либо по предмету, а активного исследования, общения, выражения своего мнения, дискуссии, выхода на широкое обсуждение, в том числе, сравнение диаметральных мнений по одному вопросу.

Профессиональная коалиция оказывает поддержку профессиональной деятельности учителей, создает пространство психологической комфортности учителя (ведь это сообщество единомышленников, которые добровольно решили обсуждать свои проблемы и решать собственные задачи).

Профессиональная коалиция дает возможность самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

Профессиональная коалиция создает единый информационно – педагогический ресурс.

В отличие от методического объединения, профессиональная коалиция, прежде всего, имеет неограниченную аудиторию. Более того, в профессиональной коалиции можно работать в удобное для себя время и даже из дома, если есть выход в Интернет.

Говоря об организационных формах работы профессиональной коалиции, будем  иметь в виду что, под организационной формой понимается цельная система взаимозависимых  структурных, культурных, коммуникационных, временных и программно – технологических компонентов, которая придает интеракциям внутри сообщества определенный характер, форму и направленность.

Поскольку участники сообществ имеют разнообразные информационные интересы, зачастую используют одновременно несколько организационных форм. В работе мы предполагаем, использовать следующие   организационные формы: специализированные формы, к которым относятся форумы, электронные конференции, электронные библиотеки; и формы широкого профиля, к которым относятся сайты и порталы.

Форум – это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые: каждое имеет автора, тему, собственно содержание. Для того, чтобы отправить сообщение в форум, не нужно никаких дополнительных программ, надо просто заполнить соответствующую форму на сайте.

Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (нити), когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение,  ваш ответ будет «привязан» к исходному сообщению.

В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ на форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос.

Частный случай форума – пресс – конференция в Интернете, когда форум организуется, как общение пользователя сайта с приглашенными гостями.

Интернет – конференция это дискуссионная площадка, на которой в определенное время размещаются выступления участников. Желающие могут получить эти выступления и участвовать в дискуссии по электронной почте. Интернет – конференция позволяет широко обсуждать проблемы и привлекать новые оригинальные идеи, новых участников.

При регистрации в Интернет – конференции модератор рассылает зарегистрированным участникам пароли и логины, по которым возможно получить материалы по электронной почте.

Электронные библиотеки.  Мы планируем создать несколько видов электронных библиотек: хранилище медиаресурсов, методическая копилка, банк учебно-методических материалов.

Хранилище оцифрованных  медиаресурсов для уроков будет создаваться по различным предметам.

Методическая копилка предполагается в каждой профессиональной коалиции. В ней могут храниться все наработки, созданные в коалиции по представлению методиста и руководителя.

Все методические материалы, рекомендованные профессиональной коалицией, доработанные и представляющие законченный продукт будут храниться на сайте.

Но использование в совместной деятельности Интернет-технологий позволяет в большей степени осуществлять её регулирование на основе прямых информационных обменов и равноправного взаимодействия между всеми членами сообщества. Интернет демократичен по своей сути. И, учитывая основные свойства Интернета, можно говорить о расширении общественной составляющей в данной форме, активизации самоуправления педагогов.

Каждое сетевое сообщество, развиваясь, более тонко улавливает потребности своих участников, изменяясь вместе с ними, что соответствует главному преимуществу интернета – индивидуализации при удовлетворении тех или иных информационных запросов. Уже сегодня можно говорить о её востребованности. Уже сегодня происходит методическое обогащение педагогов, создаются методические копилки.

Каждый педагогический работник не только может стать членом профессиональной коалиции, но и совместно с научным руководителем, методистом  участвовать в планировании работы объединения, предлагать к обсуждению наиболее важные с его точки зрения вопросы, вести диалог с людьми, занимающимися той же проблемой как в своем городе, так и в других городах России. Это делает процесс управления образованием более открытым и демократичным. Каждый член профессиональной коалиции получает возможность широкой географической самореализации, расширяет зону индивидуальной активности, самовыражения, участвуя в разработке  и обсуждении методических материалов, в Интернет-семинарах, форумах, конференциях.

 

Приоритетные направления деятельности профессиональной коалиции:

l   разработка и обсуждение учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики (такое обсуждение может проходить как в очной форме, так и в Интернет в виде сетевого взаимодействия);

l   методическая работа с педагогами на основе разработанных материалов, в том числе, создание очно или в Интернет пунктов консультационной поддержки учителей, проведение Интернет-конференций, ведение форумов, «горячих линий», чатов;

l   доработка/модернизация Интернет-сайта организации/образовательного учреждения в соответствии с задачей методической работы с педагогами на основе его использования;

l   проведение семинаров по обмену опытом использования Интернет для методической поддержки педагогов и их профессионального развития; по подготовке методистов, ведущих работу с педагогами с помощью  Интернет.

l   подготовка информационных материалов о действующих инициативах, публикации в специализированных изданиях, в центральной и региональной прессе.

Например, в компетенцию профессиональной коалиции образовательных учреждений в настоящее время наряду с традиционными, входят такие функции, как:

-участие в разработке вариативной части учебного плана;

-внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных программ;

-отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;

-    разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов.

 

Основные задачи, которые решались в рамках  работы профессиональных коалиций:

- оказание научно-методической поддержки и профессиональной практической помощи в работе специалистов дополнительного образования детей;

- закрепление и практическое использование знаний в области педагогики дополнительного образования детей, полученных слушателями на курсах повышения квалификации МИОО;

- изучение проблем в работе современных учреждений дополнительного образования детей;

- совершенствование методики работы педагогов дополнительного образования;

- обновление содержания образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- формирование общей педагогической культуры специалистов дополнительного образования детей (воспитательная направленность деятельности).

 

Общие результаты деятельности профессиональных коалиций:

l   Должны сформироваться «методические копилки», как в области традиционной педагогики, так и в области современных образовательных и информационно-компьютерных технологий.

l   В Интернете, прежде всего на национальных образовательных порталах, должны появиться адреса, по которым педагоги смогут найти материалы для использования в своей практической деятельности (при проведении уроков и подготовке к ним), получить консультации по интересующим их вопросам, обменяться интересным педагогическим опытом.

 

Кадровый состав профессиональных коалиций:

l   Постоянный состав профессиональной коалиции (актив), включая научных консультантов, методистов, психологов;

l   Переменный состав профессиональной коалиции;

l   Консультанты информационного обеспечения;

l   Методисты сетевых конференций;

 

Педагогическое самоуправление, которое лежит в основе создания профессиональной коалиции, должно и может рассматриваться как один из главных компонентов общественной составляющей государственно-общественного управления образованием. Сегодня педагоги имеют реальное право на педагогический поиск и творчество. Наиболее инициативные из них занимаются инновационной, проектной, исследовательской и экспериментальной деятельностью.

 

Размещённые на сайте MOS-KONS.RU и предложенные к обсуждению учебно-методические материалы, получат широкую внешнюю общественную экспертную оценку и постепенно наполнят банк электронных ресурсов. В рамках работы профессиональной коалиции создаются дистанционные курсы повышения квалификации в области ИКТ и по предметным направлениям, проводятся мастер-классы по выбранным приоритетным направлениям, осуществляются другие формы методической поддержки педагогов.

Таким образом, будет обеспечиваться профессиональный рост педагогов за счёт широкого использования средств профессионального общения очно и в сети Интернет.

Участники профессиональной коалиции – это люди с активной гражданской позицией, уже взявшие на себя серьёзную долю ответственности в деле управления образованием. А потому, мы можем надеяться на успех, на то, что всё цели этого проекта будут достигнуты.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОАЛИЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

·     Городское методическое объединение методистов дополнительного образования детей

 

Руководитель ГМО  -  Каргина З.А., доцент кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО, к.п.н.

На 2008-2009 учебный год основной темой работы городского методического объединения методистов (далее ГМОМ) была определена разработка проекта примерных педагогических требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования различных направленностей и профилей (тематики).

Дополнительно на заседаниях ГМОМ проводилось обсуждение актуальных методических проблем, связанных с организацией и проведением городских конкурсных мероприятий, организации методического сопровождения различных образовательных мероприятий.

В 2008-2009 учебном году целями работы ГМОМ были определены:

– формирование научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования;

 – отработка и первичная апробация примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений наиболее массовых направленностей и профилей детских объединений учреждений дополнительного образования детей.

В 2008-2009 учебном году задачами работы ГМОМ стали:

1)   анализ опыта научно-педагогического обоснования требований к содержанию общего образования;

2)   разработка проекта базовой концепции научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений;

3)   разработка первичных проектов требований к содержанию образовательного процесса детских объединений;

4)   анализ и коррекция первичных материалов с привлечением педагогов-практиков системы дополнительного образования детей;

5)   первичная апробация практического применения требований к содержанию образовательного процесса детских объединений.

Циклограмма работы ГМОМ в 2008-2009 учебном году: 2-я пятница каждого месяца в 10.30 с октября 2008 г. по май 2009 г.

Место проведения: ГОУ Московский институт открытого образования (Тимирязевская ул., д. 36).

В состав ГМОМ вошли: методисты окружных методических центров, зам. директоров по методической работе учреждений дополнительного образования детей, руководители структурных подразделений методической работы учреждений дополнительного образования детей, методисты учреждений дополнительного образования детей.

 

Анализ содержания проведенных мероприятий. В течение 2008-2009 учебного года было проведено 8 заседаний ГМОМ: 7 – по основной тематике, 1 – обсуждение итогов городского конкурса «Педагог-внешкольник Москвы – 2009». Тематика заседаний ГМОМ:

Дата заседания

Тема заседания

10.10.08

Обсуждение и утверждение плана работы ГМОМ на 2008-2009 учебный год.

Обсуждение результатов работы ГМОМ за 2007-2008 учебный год и летний период.

 

14.11.08

Обсуждение проекта примерных требований к содержанию образовательной деятельности детских объединений художественно-эстетической направленности. Подготовка материалов к обсуждению с педагогами дополнительного образования.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

12.12.08

Анализ результатов работы с педагогами-практиками, внесение необходимых корректив.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

16.01.09

Обсуждение проекта примерных требований к содержанию образовательной деятельности детских объединений эколого-биологической направленности. Подготовка материалов к обсуждению с педагогами дополнительного образования.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

13.02.09

Анализ результатов работы с педагогами-практиками, внесение необходимых корректив.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

13.03.09

Обсуждение проекта примерных требований к содержанию образовательной деятельности детских объединений физкультурно-спортивной направленности. Подготовка материалов к обсуждению с педагогами дополнительного образования.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

10.04.09

Анализ результатов работы с педагогами-практиками, внесение необходимых корректив.

Разработка научно-педагогического обоснования примерных требований к содержанию образовательного процесса детских объединений дополнительного образования.

15.05.09

Анализ результатов работы ГМОМ в 2008-2009 учебном году. Обсуждение содержания самостоятельной работы в летний период.

 

Формами проведения заседаний ГМОМ стали круглые столы, совещания, семинары.

Количество участников мероприятия. В 2008-2009 учебном году в состав ГМОМ вошли 30 человек из окружных методических центров и 9 округов г.Москвы. Участники ГМО представляли УДОД следующих округов г. Москвы: 

ЮАО –1 человек из :

· Московский городской центр ДОД «Детский телевизионный учебный центр»

САО – 8 человек из:

· ГОУ Центр молодежного творчества «Гермес»

· ГОУ Дом детского творчества

· ГОУ Центр творчества детей и юношества «Сокол»

· ГОУ Детско-юношеский центр досуга

· ГОУ Центр внешкольной работы

· ГОУ Центр эстетического воспитания детей и юношества

ВАО – 2 человека из :

· ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный»

· ГОУ Экспериментальный центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»

СВАО – 5 человек из:

· ГОУ Центр детского творчества «Бабушкинский»

· ГОУ Центр детского творчества «Свиблово»

· ГОУ Центр детского и юношеского творчества «Бибирева»

· ГОУ Центр детского творчества «На Псковской»

· ГОУ Детско-юношеский центр «Медведково»

СЗАО – 3 человека из :

· ГОУ Центр внешкольной работы «Синяя птица»

· ГОУ Центр детского творчества «Строгино»

ЦАО – 3 человека из:

· ГОУ Окружной научно-методический центр

· ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «На Миуссах»

· Центр детского творчества «Москворечье»

ЮЗАО – 2 человека из:

· ГОУ Центр внешкольной работы

· ГОУ Дом пионеров и школьников «Севастополец»

Зеленоградский АО – 1 человек из:

· ГОУ Окружной методический центр

УДОД городского подчинения – 5 человек из:

· ГОУ Московская городская станция юных натуралистов

· ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

· ГОУ Московский городской дворец творчества детей и молодёжи «На Полянке»

· ГОУ Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, Городской программно-методический центр

 

Анонс уникальности мероприятия. Разработка примерных требований к содержанию дополнительного образования детей по различным направленностям и профилям (тематике) деятельности представляет собой совершенно новый подход к методическому сопровождению образовательного процесса детских объединений и профессионально-педагогической деятельности педагогов дополнительного образования.

Регламент мероприятия. По итогам работы ГМОМ за 2008-09 разработан пакет научно-методических материалов, включающий:

– научно-педагогическое обоснование проблемы,

– примерные требования к содержанию дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности (музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).   

Форум (отзывы). При подведении итогов работы в 2008-2009 учебном году участники ГМОМ оценили деятельность по разработке примерных требований к содержанию дополнительного образования детей как важный аспект в работе методических служб городского, окружного и учрежденческого уровня.

Общий итог.

Работа по названной проблеме является совершенно новой и достаточно сложной, что определяет необходимость продолжения названной тематики в 2009-2010 учебном году.

 

· Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста

 

Руководитель ГМО  -  Кузнецова Т.М., старший научный сотрудник кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО, к.п.н.

В рамках данного методического объединения педагогов была проведена следующая работа:

1.   Разработано положение о городском методическом объединении (ГМО) педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.

2.   Составлен план работы ГМО педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, на 2008/2009 учебный год

3.   Подготовлено выступление на городской конференции методистов учреждений дополнительного образования детей с информационным сообщением «О работе (ГМО) педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками в 2008/2009 учебном году».

4.   Проведено установочное совещание ГМО педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками

5.   Обработаны анкеты участников ГМО, выявлены основные проблемы и трудности в работе с дошкольниками у педагогов дополнительного образования.

6.   Проведены совещания ГМО педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками по темам:

·     «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в УДОД: необходимость учета психолого-физиологических особенностей детей дошкольного  возраста и   требований  СанПиН»  (ноябрь 2008 г.)

·     «Специфика образовательных программ дополнительного образования детей дошкольного возраста» (декабрь 2008 г.)

·     «Создание учебно-методических комплексов к образовательным программам, разработанным для дополнительного образования детей дошкольного возраста» (январь 2009 г.)

·     «Особенности организации образовательного процесса для  детей дошкольного возраста в УДОД: современные педагогические технологии» (февраль 2009 г.)

·     «Осуществление педагогом дополнительного образования, работающего с дошкольниками, мониторинга образовательной деятельности» (март 2009 г.)

·     «Из опыта работы с дошкольниками в УДОД» (выездное совещание, которое состоялось на базе ДТДиМ СЗАО (апрель 2009 г.)

7.   Проведено итоговое в 2008/2009 уч. году совещание ГМО педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками (май 2009 г.)

8.   Разработаны образовательные программы дополнительного профессионального образования   (повышение квалификации):

·     «Содержание, формы и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей»

·     «Технология разработки авторской образовательной программы дополнительного образования детей»

·     «Дополнительное образование детей дошкольного возраста»

9.   Проведены дистанционные консультации по вопросам организации дополнительного образования детей дошкольного образования.

 

В работе ГМО педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками приняли участие:

Общее количество педагогов   63 человека из 31 учреждения дополнительного образования детей (УДОД). Участники ГМО представляли УДОД следующих округов г. Москвы: 

ЮВАО – 7 человек из 2-х УДОД:

· Дворец пионеров и школьников им. А. Гайдара (ЮВАО)

· ЦДТ «Печатники» (ЮВАО)

ЮАО – 7 человек из 3-х УДОД:

· ГОУ ДШИ «Родник» (ЮАО)

· ЦДТ «Досуг» (ЮАО)

· ДЮЦ «Виктория» (ЮАО)

САО – 8 человек из 4-х УДОД:

· ДООЦ «Северный»

· ЦТДиЮ «Сокол»

· ДЮЦД (САО)

· ЦМТ «Гермес» (САО)

ВАО – 1 человек из 1-го УДОД:

· ДТДиМ (ВАО)

СВАО – 9 человек из 6-ти УДОД:

· ЦДТ «На Молодцова» (СВАО)

· ЦРТДЮ «Свиблово» (СВАО)

· ЦРТДЮ (СВАО)

· ЦДТ «Алексеевский»

· ЦДОД (СВАО)

· ДЮЦ «Отрадное» (СВАО)

СЗАО – 2 человека из 2-х УДОД:

· ДТДиМ (СЗАО)

· ЦВР «Синяя птица» (СЗАО)

ЦАО – 4 человека из 2-х УДОД:

· ЦДТ «На Вадковском» (ЦАО)

· ДТДиМ «На Миуссах»

ЗАО – 1 человек из 1-го УДОД:

· ЦДТ «Солнцево» (ЗАО)

ЗелАО – 7 человек из 4-х УДОД:

· ДТДиМ (Зеленоград)

· ДЮЦ «Каравелла» (Зеленоград)

· ДЮЦ «Орленок» (Зеленоград)

· ДЮЦ «Восток» (Зеленоград)

УДОД городского подчинения – 15 человек из 4-х УДОД:

· МГЦДТ «Культура и образование»

· МГДД(ю)Т

· ЦДТДиЮ «Лефортово»

· МГДТДМ «Марьино»

Не УДОД – 2 человека из 2-х ДОУ:

· ГОУ ЦРР д/с 858

· д/с 1177

· Научно-исследовательская  работа  по теме «Дополнительное образование детей дошкольного возраста»

1.   В течение 2008-2009 учебного года работало городское методическое объединение по теме НИР (см. отчет о работе ГМО для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста).

2.   Выступление на городской конференции методистов учреждений дополнительного образования детей с информационным сообщением «О работе (ГМО) педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками в 2008/2009 учебном году»

3.   Проведено анкетирование и сделан анализ данных анкетного опроса  участников ГМО, выявлены основные проблемы и трудности в работе ПДО, занимающегося с дошкольниками

Разработаны образовательные программы дополнительного профессионального образования   (повышение квалификации):

·     «Содержание, формы и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей»

·     «Технология разработки авторской образовательной программы дополнительного образования детей»

·     «Дополнительное образование детей дошкольного возраста»

Проведены дистанционные консультации по вопросам организации дополнительного образования детей дошкольного образования

Подготовлена глава для книги «Научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации работников системы образования города Москвы»

Участие в экспертизе программ дополнительного образования детей, участвующих в профессиональных конкурсах в 2008/2009 учебном году.  Участие в конкурсных процедурах городского профессионального конкурса «Педагог-внешкольник Москвы 2009», всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании»

Участие в работе городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Организация процесса обучения и развития дошкольников в учреждении дополнительного образования детей»  (на базе ГОУ ДТДиМ СЗАО):

·     Разработано содержание деятельности участников эксперимента в 2008-2009 учебный  год

·     Разработан алгоритм реализации пилотной модели обучения и развития дошкольников в условиях УДОД

·     Организованы курсы повышения квалификации для участников эксперимента (совместно с МИОО)

·     Осуществлено плановое консультирование участников эксперимента по общим вопросам ведения экспериментальной деятельности в 2008/2009 учебном году

·     Составлены рекомендации педагогам ГОУ ДТДиМ СЗАО  по реализации модели обучения и развития  дошкольников  в рамках экспериментальной площадки в 2009/2010 учебном  году

 

·                        Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности

 

Руководитель ГМО  -  Волкова Т.В., методист  кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО.

 

На базе Московского института открытого образования и Московской городской станции юных натуралистов (МГСЮН) в 2008-2009 учебном году работало Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования детей эколого-биологической направленности по ведущей теме «Методы и формы экологических исследований в учебных объединениях системы дополнительного образования детей».

Заседания ГМО проводились с 15 октября 2008 года по 22 мая 2009 года с периодичностью один раз в месяц. Участниками ГМО были педагоги дополнительного образования эколого-биологической направленности, педагоги-организаторы, методисты данного профиля деятельности.

Основной целью работы ГМО в 2008-2009 учебном году была: повышение методического уровня эколого-образовательной работы, а также совершенствование педагогического мастерства в данной образовательной области. Тематика занятий была направлена на изучение современных аспектов экологического образования детей.

Основными задачами ГМО являлись:

- обновление содержания дополнительного образования;

- выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов

  образовательной деятельности обучающихся и педагога;

- профессиональное общение, обмен опытом работы;

- коллективный поиск и проверка педагогических инноваций;

- совершенствование методик проведения различных видов педагогической деятельности;

- повышение качества методов и форм эколого-образовательной деятельности учреждений

  дополнительного образования детей;

- формирование системы образовательных ценностей в сфере экологической культуры;

- интеграция учебно-воспитательных, методических и массовых аспектов экологического образования детей.

 

Заседания ГМО педагогов проводилось 1 раз в месяц в МГСЮН по адресу Одесская, 12а, выездные занятия проходили в УДОД различных округов города Москвы, а также в музеях и культурных образовательных центрах.

Всего постоянно в заседаниях ГМО принимали участие 25 человек из 14 учреждений дополнительного образования детей из 8 округов столицы.

Тематика заседаний определялась по следующим параметрам:

1.                  педагогический запрос;

2.                  актуальные проблемы методики обучения биологическим наукам;

3.                  теоретические знания в области различных частных, универсальных и междисциплинарных методик экологического образования;

4.                  умение проанализировать собственный профессиональный педагогический опыт;

5.                  апробация передового методического и педагогического опыта в области экологического образования;

6.                  навыки экспедиционной работы, исследовательской работы с коллекционным материалом.

Таким образом, в течение 2008-2009 учебного года были проведены следующие заседания ГМО «Современные аспекты экологического образования детей»:

· «Здоровьесберегающие технологии в экологическом образовании» (15 октября 2008г).

· «Имидж педагога дополнительного образования. Конфликтология, причины, устранение» (19 ноября 2008 г.).

· «Моделирование водной  экосистемы» (из опыта работы ЦВР «Аргус» ЮЗАО) – (17декабря 2008 г.).

· Круглый стол  «Перспективы этноэкологии в интеграции экологического и гуманитарного образования» (28 января 2009г).

· «Организация работы экологического кабинета в целях рекреации и релаксации учащихся» (18 февраля 2009г.).

· Мастер-класс «Игровые методики в экологическом образовании» (18 марта 2009г.).

· «Дни защиты планеты от экологической опасности» (15 апреля 2009г.).

· Итоговое заседание ГМО (май 2009г.).

 

В итоге работы ГМО педагогов дополнительного образования детей эколого-биологической направленности  в 2008-2009 учебном году повысилось число выездных мероприятий, среди которых предпочтение отдавалось таким формам работы, как лектории,  круглый стол, конференция и др. При этом образовался достаточно стабильный состав участников объединения, регулярно посещающих заседания и предлагавших свою тематику для обсуждения. Среди них были – сотрудники ЦДТ «Тушино» (СЗАО), ЦДТ «Бабушкинский», Дворец пионеров им. А.Гайдара (ЮВАО), ДЮЦ «Бибирево» (СВАО), ДЮЦ «Виктория» (ЮАО), Московский речной клуб юных моряков и речников, ЦДТ «Матвеевское» (ЦАО), ЦРДЮ им. А.В.Косарева (ВАО), Детский парк «Севастополец» (ЮЗАО), Детский парк «Пресненский (ЦАО), ДЮЦ «Каравелла», «Восток» (Зеленоград) и др. образовательные учреждения.

 

·      Городское методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов-организаторов  дополнительного образования детей

 

Руководители ГМО  -  Алексеева Н.А., ст преподаватель кафедры, МедведеваТ.В., методист кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО.

 

Методическое объединение педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе учреждений дополнительного образования города Москвы, проходившие в 2008-2009 учебном году,  ставило перед собой следующие цели и задачи:

· повышение теоретического и методического уровня участников методического объединения по вопросам воспитательной работы с детьми в системе дополнительного образования;

· поиск современных воспитательных технологий, форм и методов работы;

· изучение, обобщение и использование в практике работы участников методического объединения передового педагогического опыта Центра развития детей и юношей «Лефортово» по планированию, организации, проведению  и педагогическому анализу воспитательных мероприятий с детьми в системе дополнительного образования.

Методическое объединение педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе проводилось в различных формах:

- круглые столы;

- семинары;

- презентации;

-интерактивные показы различных праздников и конкурсов.

По окончании работы каждого методического объединения всем участникам вручался методический пакет документов, который включал:  план подготовки и проведения мероприятия, распоряжение, сценарий и пр.).

Участники методического объединения смогли увидеть интерактивные показы и принять участие в обсуждении мероприятий Центра по различным направлениям воспитательной деятельности:

1.                  Презентация программы «Досуг» (с показом слайдов и видеоматериалов из опыта работы Центра);

2.                  методика проведения семейных конкурсно-игровых программ в рамках семейного клуба «Па-Я-Ма» (интерактивный показ семейного фольклорного праздника «Дары осени»);

3.                  Организация и проведение мероприятий гражданско-патриотического направления воспитания (интерактивный показ конкурсной программы «Красны девицы и добры молодцы»);

4.                  Организация и проведение конкурса «Коллектив года» (интерактивный показ итогового мероприятия ).

 

Работа методического объединения вызвала интерес у участников, пополнила базы их учреждений методическим материалом, сценариями, материалами, отражающими опыт работы педагогов в этом направлении.

Мероприятия проводились в соответствии с календарным планом методических мероприятий кафедры педагогики дополнительного образования детей на 2008-2009 учебный год.

Участники методического объединения – педагоги-организаторы и заместители директора по воспитательной работе из городских учреждений дополнительного образования детей, а также из Юго-Восточного и Центрального округов столицы. Всего постоянных участников методического объединения – 18 человек.

 

·      Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования детей (инструментальное исполнительство)

 

Руководитель ГМО  -  Робашевская Е.И.., методист   кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО.

 

В 2008-2009 учебном году на базе  ГОУ  Центра Детского Творчества «На Вадковском» работало Городское методическое объединение «Инструментальное исполнительство» Московского Института Открытого Образования по теме «Поиск форм и методов, активизирующих мотивацию успеха у воспитанников инструментально - исполнительских объединений  УДОД г. Москвы».

Деятельность методического объединения была направлена на решение задачи по разработке, поиску и отбору эффективных форм и методов, активизирующих мотивацию успеха у воспитанников инструментально-исполнительских творческих объединений УДОД. 

С целью реализации поставленной  задачи работа велась по четырём основным направлениям:

-  проведение курсов повышения квалификации педагогов-инструменталистов;

- организация и проведение Х открытого фестиваля инструментального исполнительского мастерства детей, родителей и педагогов УДО города Москвы «Музыка ХХ века»;

-  разработка, поиск и отбор  форм и методов, активизирующих мотивацию успеха у воспитанников инструментально-исполнительских творческих объединений;

- методические консультации для педагогов-инструменталистов.

 

Повышения квалификации

     Группа слушателей курсов повышения квалификации  составила 29 человек. С лекциями перед слушателями курсов (помимо лекторов МИОО) выступили кандидат  педагогических наук Е.П. Красовская, заслуженный работник культуры Н.Б. Афанасьева, заслуженный деятель искусств И.В. Рехин, педагог дополнительного образования по гитаре ГОУ СОШ № 1492 И.Н. Шумайлов.

 

Консультации для участников Х фестиваля «Музыка ХХ века»

Консультации, ежегодно проводимые перед конкурсным прослушиванием, пользуются большим спросом и популярностью. Продолжительность консультации для одного участника – 20 минут. Проведено  -  120 консультаций по специальностям гитара, флейта, блокфлейта, фортепиано. Консультанты: Лауреат международных конкурсов, старший преподаватель гитары Российской академии музыки им. Гнесиных Д.Н. Илларионов, Заслуженный артист РФ, Зав. кафедры духовых и ударных инструментов МГПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова Е.Д. Дубровин, кандидат  педагогических наук Е.П. Красовская, заслуженный работник культуры Н.Б. Афанасьева. (Отзывы о консультациях и мастер-классах прилагаются.)

 

Х фестиваль «Музыка ХХ века»

     Фестиваль проводился по двум направлениям: детское и педагогическое исполнительское мастерство среди пианистов, гитаристов, народников и духовиков.

Впервые в номинации «Возможности без границ» выступили дети, с ограниченными возможностями здоровья.

В общей сложности в фестивале приняло участие около 500 воспитанников и 148 педагогов из 44 УДОД  всех округов города Москвы, 1 воспитанник Брянского областного Дворца творчества детей и молодежи. 95 воспитанников и 35 педагогов стали Лауреатами фестиваля, 130 – дипломантами, 1 – стал обладателем звания «Самая большая надежда фестиваля». Гала-концерт лауреатов и награждение участников состоялось 28 февраля 2009 года в актовом зале Центра детского творчества «На Вадковском».

(см. Приложения: «Положение Х фестиваля», Оценочный лист, Фрагмент фестивального буклета, Лауреаты фестиваля, Отзывы участников фестиваля)

 

Публикации: заметка «Возможности без границ» о Х фестивале «Музыка ХХ века» в журнале «Дети, техника, творчество», №2, 2009 год (прилагается).

Результаты работы городского методического объединения «Инструментальное исполнительство»:

1.    Стабильная деятельность ГМО как коллектива единомышленников.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов, подготовивших воспитанников к фестивалю «Музыка ХХ века».

3. Повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки слушателей курсов повышения квалификации.

4.  Профессионольное взаимодействие членов методобъединения внутри ГМО, трансляция наработок ГМО в УДОД города Москвы.

5.  Привлечение высококвалифицированных специалистов к работе ГМО в дни проведения Х фестиваля «Музыка ХХ века»

6. Повышение исполнительской культуры детей и педагогов УДОД города Москвы, участвующих  в номинациях «Мастерство юных исполнителей» и «Педагогическое мастерство».

7. Укрепление творческих семейных связей посредством участия в номинации фестиваля «Семейное музицирование».

8. Предоставление возможности творческого самовыражения детям, имеющим ограничения по здоровью, посредством участия в номинации фестиваля «Возможности без границ».

 

·     Городской проблемный семинар «Мониторинг в системе дополнительного образования детей»

Руководитель ГМО  -  Каргина З.А., доцент кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО, к.п.н.

 

На 2008-2009 учебный год основной темой работы городского проблемного семинара (далее ГПС) стала разработка программы мониторинга качества образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей.

Дополнительно на заседаниях ГПС обсуждались актуальные проблемы организации и проведения разноуровневого мониторинга в УДОД из опыта работы участников семинара.

Целями работы ГПС в 2008-2009 учебном году стали:

– формирование нормативно-правового обеспечения мониторинга в системе дополнительного образования детей;

 – отработка и первичная программы мониторинга качества образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей.

Задачами работы ГПС в 2008-2009 учебном году были определены:

6)   анализ опыта организации и проведения мониторинговых исследований в различных сферах образования;

7)   разработка проекта положения о мониторинге в учреждении дополнительного образования детей;

8)   разработка и первичная апробация программы мониторинга качества образовательной деятельности УДОД;

9)   анализ и коррекция первичных материалов с привлечением специалистов-практиков системы дополнительного образования детей.

Циклограмма работы ГПС в 2008-2009 учебном году: 3-я пятница каждого месяца в 10.30 с сентября 2008 г. по май 2009 г.

Место проведения: ГОУ Московский институт открытого образования (Тимирязевская ул., д. 36).

В состав ГПС вошли: методисты окружных методических центров, зам. директоров по учебно-воспитательной и методической работе учреждений дополнительного образования детей, руководители структурных подразделений учреждений дополнительного образования детей, методисты учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений.

 

Анализ содержания проведенных мероприятий:

1. В течение 2008-2009 учебном году было проведено 9 заседаний ГПС.

Тематика заседаний:

 

Дата заседания

Тема заседания

19.09.08

Обсуждение и утверждение плана работы ГПС на 2008-2009 учебный год.

Обсуждение результатов работы ГПС за 2007-2008 учебный год и летний период.

17.10.08

Подготовка материалов к первичной апробации по мониторингу качества условий образовательной деятельности УДОД.

Обсуждение проекта положения о мониторинге в УДОД.

21.11.08

Обсуждение результатов первичной апробации мониторингу качества условий образовательной деятельности УДОД. Корректировка программы мониторинга.

Обсуждение проекта положения о мониторинге в УДОД.

19.12.08

Подготовка материалов к первичной апробации по мониторингу качества образовательного процесса детского объединения (деятельности педагога).

Обсуждение проекта положения о мониторинге в УДОД.

22.01.09

Обсуждение результатов первичной апробации по мониторингу качества образовательного процесса детского объединения (деятельности педагога). Корректировка программы мониторинга.

Подготовка проекта положения о мониторинге в УДОД к обсуждению в педагогических коллективах.

20.02.09

Подготовка материалов к первичной апробации по мониторингу качества образовательного процесса детского объединения (деятельности обучающихся).

Обсуждение результатов обсуждения проекта положения о мониторинге в педагогических коллективах УДОД.

20.03.09

Обсуждение результатов первичной апробации по мониторингу качества образовательного процесса детского объединения (деятельности обучающихся). Корректировка программы мониторинга.

Подготовка материалов к первичной апробации по мониторингу качества результатов образовательного процесса УДОД.

17.04.09

Обсуждение результатов первичной апробации по мониторингу качества результатов образовательного процесса УДОД. Корректировка программы мониторинга.

22.05.09

Обсуждение и утверждение материалов по организации и проведению мониторинга качества образовательного процесса:

– положения о мониторинге в УДОД,

– программы мониторинга.

Подведение итогов работы ГПС за 2008-2009 учебный год, обсуждение перспективной тематики работы на 2009-2010 учебный год.

 

2. Формы проведения – круглый стол, совещание, семинар.

3. Количество участников мероприятия.

В 2008-2009 учебном году в состав ГПС вошли 46 чел. (списочный состав участников семинара прилагается).

4. Анонс уникальности мероприятия.

Вопросы мониторинга в сфере дополнительного образования детей в настоящее время находятся в стадии осмысления и начальной разработки. Разработка программы мониторинга качества образовательной деятельности УДОД может рассматриваться одной из самых актуальных и самых сложных.

Участие в работе семинара помогает методистам разного уровня в организации и проведении самооценки качества образовательного процесса учреждения.

5. Регламент мероприятия.

В течение 2008-2009 учебного года участниками семинара разрабатывались различные аспекты мониторинга качества образовательной деятельности УДОД: качество условий, качество процесса, качество результата, а также нормативно-правовое обеспечение мониторинговых исследований.

По итогам учебного года разработан следующий пакет материалов (проекты):

– положение о мониторинге в учреждении дополнительного образования детей;

– алгоритм мониторинга качества условий образовательной деятельности – кадрового обеспечения, материально-технического обеспечения, программно-методического обеспечения, сопровождения образовательного процесса;

– алгоритм мониторинга качества образовательного процесса – деятельности педагога дополнительного образования детей, деятельности обучающихся детского объединения дополнительного образования

Начата работа по разработке алгоритма мониторинга качества результативности образовательного процесса УДОД.

6. Форум (отзывы).

При обсуждении результатов работы семинара в 2008-2009 учебном году его участники дали самые высокие отзывы о процессе и результатах деятельности.

7. Общий итог.

В связи со сложностью и научно-педагогической значимостью в 2009-2010 учебном году необходимо продолжить работу ГПС по данной тематике.

Мониторинговое исследование динамики личностно-профессиональных качеств слушателей курсов повышения квалификации МИОО

Социально-психологический мониторинг представляет собой одновременно средство оптимизации и систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития кадров московского образования в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Мониторинг позволяет осуществлять своевременную коррекцию образовательного процесса курсов повышения квалификации, отслеживать индивидуальное личностно-профессиональное развитие учителя, педагога, воспитателя, руководителя, повышать их мотивацию к обучению. Качественный анализ входного и итогового тестирования слушателей по предложенной программе мониторинга позволяет в целом оценивать эффективность и качество образовательных программ МИОО.

Цели мониторингового исследования:

Фиксация динамики личностно-профессиональных качеств, знаний и умений слушателей в ходе обучения, обеспечивающая оценку эффективности модульных образовательных программ.

Получение оперативной информации для корректировки и индивидуализации учебного процесса.

Повышение качественного уровня подготовки экспертов руководящих и педагогических кадров системы общего и дополнительного образования.

В соответствии с поставленными целями мониторинга, решались следующие задачи.

Задачи мониторинга:

1.   Определить уровень начальных знаний, умений, навыков, способностей и качеств (личностных и деятельностных) слушателей программы «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров».

2.   Выявить значимые для слушателей мотивы и потребности.

3.   Определить мотивы поступления слушателей на курсы повышения квалификации по программе «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров».

4.   Определить уровень личностного роста слушателей.

5.   Определить уровень профессионального роста слушателей по программе «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров».

6.   Выявить степень готовности слушателей к экспертной деятельности.

7.   Выявить основные недостатки программы курсов и подготовить рекомендации по их устранению.

8.   Сравнить уровень подготовки слушателей к экспертной деятельности в 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах в МИОО.

В соответствии с поставленными целями и задачами был подготовлен мониторинг, позволяющий оценить уровень подготовки слушателей по программе «Экспертные оценки в системе дополнительного образования детей».

Принципы организации и проведения мониторинга.

1. Целесообразным является проведение двух срезов мониторинга в начале и в конце обучения, что определяется реальными организационными возможностями. 

2. Подготовлены две анкеты входного и итогового тестирования (Анкета 1 и Анкета 2) для слушателей программы «Экспертные оценки в системе дополнительного образования детей». Также подготовлены две анкеты входного и итогового тестирования (Анкета 1 и Анкета 2) для слушателей программы «Экспертно-оценочная деятельность в структуре профессиональной компетентности работников образования».

3. Тестирование слушателей проводится в групповой форме.

4. Обработка результатов тестирования слушателей проводится одним потоком.

5. После тестирования проводится качественный анализ результатов, делаются выводы, даются рекомендации.

Согласно календарному плану был проведён мониторинг слушателей в рамках программы «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров». В мониторинге приняли участие 6 групп слушателей курсов повышения квалификации МИОО (таблица 2). Всего 165 человек.

Таблица 2

№ п/п

№ группы

Тематика курсов

Количество слушателей

1

РУК-142-1

«Экспертные оценки в системе дополнительного образования детей»

25

2

РУК-48-1

«Экспертно оценочная деятельность в структуре профессиональной компетентности работников образования»

30

3

РУК-48-2

«Экспертно оценочная деятельность в структуре профессиональной компетентности работников образования»

25

4

ВСЕ-14

«Экспертная деятельность в структуре профессиональной компетентности педагогических работников»

26

5

ВСЕ-15

«Экспертная деятельность в структуре оценки качества образования»

34

6

ВСЕ-16

«Содержание, формы и методы деятельности экспертов в процессах лицензирования образовательной деятельности, аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров»

25

В Приложении представлены подробные результаты анализов входного и итогового тестирования слушателей курсов 6 групп, рекомендации по улучшению качества подготовки экспертов на курсах повышения квалификации МИОО, а также сравнительный анализ подготовки экспертов в 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах.

После лекционных и практических занятий проводились следующие виды индивидуальной консультационной работы со слушателями курсов:

· Вопросы по решению внутриличностных проблем слушателей, членов их семей и их воспитанников – 132 консультации;

· Вопросы по материалам лекций и практических занятий – 105;

· Вопросы по профессиональной ориентации молодёжи – 12;

· Консультации по написанию диссертационных работ – 3;

· Консультации по написанию дипломных работ – 3;

· Консультации по написанию и оформлению курсовых работ – 11 .

 

·     Городской проблемный семинар «Психологическое сопровождение развития личности ребенка в дополнительном образовании детей»

 

Руководитель ГМО  -  Фетисова Н.Л.., старший научный сотрудник кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО, к.соц.н.

 

Цель проблемного семинара – помощь психологам и педагогам УДОД по психолого-педагогическому сопровождению развития личности ребёнка и его социальной адаптации.

Основные задачи работы в 2008-2009 учебном году – Подготовка и проведение ежемесячного городского семинара по теме НИР; подготовка и проведение мониторинга слушателей в рамках программы «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров»; анализ результатов мониторингового тестирования экспертов; сравнительный анализ тестирования экспертов с 2005-06, 2006-07, 2007-08 уч. гг.

Количество участвующих – 20 психологов и педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ.

 

Содержание и анализ выполненной работы

(в соответствии с календарным планом на 2008-2009 учебный год)

Количественные и качественные показатели и их анализ.

Таблица 1.

ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ  ГПС

Дата про-ведения

Форма

Тема мероприятия

Кол-во

Анонс уникальности мероприятия

Результаты мероприятия

1

29.10.08

семинар

 «Возрастные особенности развития личности ребёнка»

14

Подбор и разработка анкет и тестов для сбора анамнеза ребёнка, обучающегося в УДОД

Повышение профессионализма педагогов и психологов УДОД

2

26.11.08

семинар

 «Работа педагогов дополнительного образования с гиперактивными детьми»

20

Разработка системы мер по психологической коррекции возникающих проблем в развитии личности ребёнка, обучающегося в УДОД

Обмен опытом работы педагогов-психологов. Групповые консультации

3

14.01.09

семинар

«Психологические особенности детей с различными функциональными асимметриями: межполушарной, моторной и сенсорной. Особенности работы педагогов ДО с детьми с различным типом латерального профиля»

20

Подбор тестов психологичес-кого сопровождения ребёнка, обучающегося в УДОД

Знакомство с новыми технология-ми. Повышение профессиона-лизма психологов. Демонстрация методик, психотехник

4

29.01.09

семинар

 «Личностные особенности педагогов дополнительного образования. Критерии успешности педагогов ДОД»

19

Разработка системы мер по взаимодействию психолога ДОД с администрацией, родителями

Подготовка материалов к изданию брошюры

5

25.02.09

семинар

 «Психологические особенности мальчиков и девочек в процессе обучения»

18

Разработка психологического портфолио обучающегося в УДОД

Обмен мнениями, опытом работы

6

25.03.09

семинар

 «Мотивы и потребности. Мотивация к обучению детей в дополнительном образовании. Мотивация педагогов ДОД»

20

Подготовка методического пособия по психологическому сопровожде-нию ребёнка в УДОД для психологов и педагогов

Обсуждение подготовлен-ных к изданию материалов

7

29.04.09

семинар

 «Применение инновационных технологий в ДОД»

18

Знакомство с системными инновацион-ными подходами В.Ф.Базарного, А.Л.Сиротюк, А.В.Шувалова, Н.П.Локаловой, Ю.Б.Гиппен-рейтер и др.

Повышение профессио-нальной коспетент-ности педагогов, психологов

8

20.05.09

круглый стол

Подведение итогов 1 этапа ГПС. Планирование 2 этапа.

20

Групповые консультации по проблемным ситуациям

Обмен мнениями

 

Общий итог: согласно общего мнения участников городского проблемного семинара тематика занятий является актуальной для педагогов и психологов, работающих в учреждениях дополнительного образования, сама форма проведения ГПС – эффективна. Имеется возможность обсудить насущные проблемы, поделиться мнениями и обсудить последние разработки в области психолого-педагогического сопровождения развития личности ребёнка и его социализации.

Также имеется возможность рассмотреть трудные случаи из практики психологов УДОД и выработать стратегию решения проблемы (это особенно актуально для молодых специалистов, которые составляют 50 % участников семинаров).

По результатам работы издано методическое пособие «Работа с родителями в учреждениях дополнительного образования детей». Готовится материал для освещения всех спектров работы педагога-психолога УДОД (2 этап ГПС). Методическое пособие будет полезно не только молодым специалистам УДОД, а также опытным педагогам и психологам, т.к. планируется одну из глав посвятить инновационным методикам и технологиям.

На 2-ом этапе ГПС планируется проведение практической апробации теста «Методики неоконченных предложений Вашингтонского университета» в рамках тематики данной НИР. Опыт российской адаптации теста выполнен педагогом-психологом, участником ГПС Ивановой Н.А. под научно-методическим руководством Фетисовой Н.Л.

· Научно-исследовательская работа  по теме  «Психологическое сопровождение развития личности ребёнка  в дополнительном образовании детей»

Данная работа проводилась на основании утвержденного календарного плана работ за 2008-2009 учебный год. Общий объем работы содержит _5_ этапов и рассчитан на _5_ лет. В прошедшем учебном году проводились работы _1_ этапа.

Цель работы – помощь психологам и педагогам УДОД по психолого-педагогическому сопровождению развития личности ребёнка и его социальной адаптации.

Основные задачи работы в 2008-2009 учебном году – Подготовка и проведение ежемесячного городского семинара по теме НИР; подготовка и проведение мониторинга слушателей в рамках программы «Экспертиза в системе аттестации руководящих и педагогических кадров»; анализ результатов мониторингового тестирования экспертов; сравнительный анализ тестирования экспертов с 2005-06, 2006-07, 2007-08 уч. гг.

Итоговые результаты выполненной работы:

1.   разработаны тематика заседаний и план проведения семинаров;

2.   подобраны и разработаны анкеты для сбора анамнеза ребёнка, обучающегося в УДОД, и тесты, позволяющие судить об уровне развития высших психических функций ребёнка в динамике;

3.   разработана систем мер по взаимодействию психолога УДОД с родителями;

4.   проведено научное руководство и рецензирование методического пособия «Работа с родителями в учреждениях дополнительного образования детей». Оказана помощь в издании брошюры ЦДТ ЮЗОУО ДО г. Москвы;

5.   проведена научно-методическая и консультативная помощь в исследовании психолога гимназии № 625 Ивановой Н.А. по теме «Опыт российской адаптации методики неоконченных предложений Вашингтонского университета» в рамках тематики данной НИР. Дальнейшая практическая апробация теста будет проведена на втором этапе НИР. По результатам работы будет выпущено учебно-методическое пособие.

6.   проведены консультации с психологами по следующим проблемам

- страхи ребёнка (3 консультации);

-  применение арт-терапии в процессе консультирования (5 консультаций);

- родительско-детские отношения (2 консультации);

- элиминация агрессии ребёнка (2 консультации);

- проблема повышения мотивации детей к обучению (1 консультация);

- социализация ребёнка в УДОД (4 консультации);

- проблема личностного роста и самоактуализации родителей воспитанников УДОД (2 консультации);

- индивидуальные консультации по проблемам самих педагогов и психологов (5 консультаций).

База проведения научно-исследовательской (экспериментальной) работы – ГОУ Центр детского творчества ЮЗОУО ДО г. Москвы.

Количество участвующих – 20 психологов и педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ. 

Содержание и анализ выполненной работы

Количественные и качественные показатели и их анализ.

По тематике НИР проведено 7 семинаров и 1 круглый стол в рамках работы городского проблемного семинара по теме НИР (см. отчетные материалы по ГПС). Приоритетным направлением научно-исследовательской работы прошедшего года было проведение мониторингового исследования динамики личностно-профессиональных качеств слушателей курсов повышения квалификации.

 

·     Городской проблемный семинар «Традиционная народная культура в содержании дополнительного образования детей»

 

Руководитель ГМО  - Исенко С.П., научный сотрудник  кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО, д. культурологи; член Союза художников РФ.

 

Актуальность данного семинара определяется тем, что  к числу наиболее распространенных  недостатков современной образовательной продукции в сфере культурологического образования можно отнести:

1/ узкопредметную направленность и недостаточную теоретическую насыщенность содержания образования (особенно в искусствоведческом и этнокультурологическом аспектах), которая препятствует формированию целостностного представления о  синкретичной природе народного искусства; единстве его идейно-образной системы при многообразии средств его художественного выражения в различных видах искусства;

2/ отсутствие или недоработанность компонентов содержания образования, нацеленных на формирование представлений о:

-      народном искусстве и культуре как основе национальной консолидации;

-      национальных духовных и эстетических ценностях и идеалах;

-      психологических особенностях этноса;

- духовных референтах нации – персонифицированной в образе реальных исторических личностей духовно-нравственной сущности культуры нации (ее «вертикали»), которая выступает эталоном личностного развития, фактором культурно-национального единства и одновременно замыслом, проектом идеального состояния культуры нации в ее человеческом измерении;

-      знаках и знаковых системах в народном искусстве и культуре;

-      этническом опыте социальных отношений, межличностной и межкультурной коммуникации и способах его усвоения современными детьми, большинство из которых живет в городах (к сожалению,  данные способы пока еще на методическом уровне в полной мере не разработаны).

К числу очевидных и весьма распространенных недостатков соответствующей образовательной продукции следует отнести игнорирование при отборе содержания образования принципов его актуальности для современных детей и учета возрастных особенностей учащихся; регионального подхода, предусматривающего приоритетное внимание к изучению местных этнохудожественных и этнокультурных традиций и ряда других важнейших педагогических принципов.

Результаты проведенного анализа текстов обширного количества проанализированных организаторами предлагаемого семинара образовательных программ по народному искусству и культуре (независимо от типа, вида и ведомственной принадлежности реализующего их образовательного учреждения) следует, что в большинстве из них формулируются такие задачи, как  «формирование художественного вкуса, умений воспринимать и адекватно оценивать произведения искусства». Вместе с тем, в указанных программах  в разделе «Содержание занятий» отсутствуют понятия основных эстетических категорий (прекрасного, возвышенного, комического, трагического и т. д.), принципы системного анализа произведений народного искусства и культуры[1], понятие шедевра в народном искусстве и ряд других основополагающих искусствоведческих и культурологических понятий.  Выявленное противоречие указывает на декларативный (не подкрепленный содержанием образовательной деятельности) характер  очень важных педагогических задач, выдвигаемых, но фактически не решаемых авторами такого рода образовательной продукции.

Несомненно, что указанные недостатки содержания образования негативно сказываются как на уровне культурно-исторической и художественно-эстетической компетенции учащихся, на развитии их творческого потенциала и, в том числе, ассоциативного воображения; отнюдь не способствует постижению базисной эстетической и социокультурной  ценности народного искусства в жизни современного общества и  этнокультурной самоидентификации учащихся.

Цель семинара - повышение уровня профессиональной подготовки педагогов и методистов УДОД в области основ этнокультурологических и искусствоведческих знаний и методики их преподавания.

Семинар проходил с октября по апрель в 2008-2009 (темы №№ 1-3)  на базе ЦДТ «Академический» с 10.00 каждую первую среду месяца.

Так, было проведено:

1.   Семинар на тему «Современное состояние дополнительного образования детей в сфере традиционной культуры и искусства» (октябрь 2008 года, 1 занятие, - 25 постоянных участников в группе)

2.   Семинар на тему «Основы теории народной культуры и народного искусства в содержании дополнительного образования детей: Проект инвариантного искусствоведческого (с этнокультурологическим компонентом) модуля содержания образовательных программ ДОД по народной культуре и искусству» (ноябрь – январь, 3 занятия, 25 постоянных участников в группе).

3.   Семинар по теме «Этнопсихологические ценностные основания народного искусства и культуры в содержании дополнительного образования детей» (февраль – апрель 2009г., 3 занятия, 28 постоянных участников в группе).

Научно-исследовательская работа  по теме «Традиционная культура в содержании дополнительного образования детей»

Научно-исследовательская работа по данной теме  проводилась на основании утвержденного календарного плана работ за 2008-2009 учебный год. Общий объем работы содержит несколько этапов и рассчитан на два года. В отчетный период проводились работы первого этапа.

Актуальность тематики НИР определяется социокультурной потребностью в повышении качества профессиональной подготовки педагогов и методистов в сфере дополнительного этнокультурологического и этнохудожественного образования детей, а также в модернизации соответствующей образовательной продукции, которая в настоящий момент существенно отстает от современных достижений науки и  общественной практики. Основной из причин последнего  является тот факт, что народный или традиционный тип культуры и творчества в государственной системе  образования в СССР долгое время не вычленялся из всей широкой сферы культуры масс как специфический и самостоятельный вид духовно-практической деятельности народа.  Характерное для науки отставание в развитии теории народного искусства и народной (традиционной) культуры обусловило существенное несовершенство современных подходов к определению, организации и структурированию соответствующего этнохудожественного и этнокультурологического образования, затормозило разработку соответствующих комплексных долгосрочных образовательных программ и методик их реализации в современных системах не только дополнительного образования детей, но и в Детских музыкальных и художественных школах, находящихся в ведении Министерства культуры, а также в системе общего, среднего специального и высшего образования.

Цель  НИР: научно-методическое сопровождение образовательной деятельности культурологической направленности в учреждения  дополнительного образования детей

Работа по теме исследования включала в себя следующее:

1. Разработку проблемы определения параметров культуры педагогического общения

2. Подготовку к публикации результатов первого этапа исследований.

3. Разработку программы курсов повышения квалификации по теме «Проблема формирования нравственной коммуникативной культуры в учреждениях дополнительного образования»

4. Подготовку материалов к терминологическому словарю

5. Разработку концепции и тематики заседаний городского проблемного семинара по теме «Традиционная культура в содержании дополнительного образования детей»

6. Организация и проведение годичного семинара, подготовку пакета методического материала для слушателей.

Итоговые результаты выполненной работы:

– разработана таблица комплексной оценки (самооценки) культуры педагогического общения

- подготовлен к публикации текст статьи «профессиональный имидж педагога и культура его общения»

- разработана и подготовлен к печати текст программы курсов повышения квалификации по теме «Проблема формирования нравственной коммуникативной культуры в учреждениях дополнительного образования»

- проведены семинары по трем темам (см. отчет о городских семинарах).

Научно-исследовательская (экспериментальная) работа проводилась на базе ЦДТ «Академический».

 

·     Городской проблемный семинар «Разработка и сертификация авторской образовательной продукции дополнительного образования детей»

 

Руководитель ГМО  - Белякова Т.С., старший преподаватель, методист  кафедры педагогики дополнительного образования  детей ГОУ ВПО МИОО.

 

В течение учебного года, согласно утвержденному плану, велась работа по организации, подготовке и проведению городского проблемного методического объединения по разработке и сертификации авторской образовательной продукции дополнительного образования детей

Целью работы проблемного семинара было – организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения методической деятельности различных категорий специалистов - практиков по разработке и сертификации авторской образовательной продукции дополнительного образования детей.

Для достижения этой цели были поставлены определенные задачи:

- изучение и нормативной и методической документации по вопросам дополнительного образования детей;

- ознакомление с методическими разработками различных авторов по вопросам организации образовательного процесса в детском творческом объединении дополнительного образования детей;

- изучение передового педагогического опыта, обсуждение и анализ авторских программ, методик и методического обеспечения образовательного процесса;

- коллективное обсуждение процесса создания и содержания авторской образовательной продукции;

- обмен опытом участников методического объединения.

Данное проблемное объединение адресовано педагогам дополнительного образования и методистам, готовящимся к аттестации, педагогическим конкурсам и сертификации авторской образовательной продукции.

Циклограмма проведения методического объединения – первая пятница каждого месяца (на практике сложилось: если первая пятница совпадала с праздником, то встреча переносилось на последнюю пятницу текущего месяца).

В рамках проведения проблемного методического объединения была выполнена следующая работа:

1. Был разработан к сроку 01.09.08. план проведения городского проблемного методического объединения;

2. Была сделана подборка нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку авторской образовательной продукции дополнительного образования детей, которая пополнялась в течение учебного года по мере публикации нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность детского объединения дополнительного образования и педагогических работников, организующих образовательный процесс в системе дополнительного образования детей;

3. Ежемесячно проводились мероприятия по организации и проведению городского проблемного методического объединения (согласно циклограмме).

 

Циклограмма проведения методического объединения:

Дата

проведения

Тема методического объединения

Кол-во уч-ков

1

03.10.08.

Организационные вопросы. Утверждение плана работы методического объединения

16 чел.

2

07.11.08.

Современные требования к программно-методическому обеспечению образовательного процесса дополнительного образования детей

20 чел.

3

05.12.08.

Анализ экспертизы образовательной продукции участников педагогических конкурсов 2007-2008 учебного года: конкурса авторских программ дополнительного образования детей; конкурс образовательных учреждений дополнительного образования детей, конкурс «Педагог-внешкольник»

18 чел.

4

30.01.09.

Современные нормативно-правовые требования к программному обеспечению образовательного процесса

21 чел.

5

06.02.09.

Технология разработки образовательной продукции

22 чел.

6

06.03.09.

Технология разработки авторского методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования детей

21 чел.

7

03.04.09.

Подготовка авторской образовательной продукции к сертификации

21 чел.

8

29.05.09.

Обсуждение авторских материалов участников методического объединения. Подведение итогов работы проблемного методического объединения

22 чел.

Постоянные участники методического объединения: Всего 22 человека – методисты из учреждений дополнительного образования детей ЮЗОУ, ЦОУО, СОУО,  СЗОУО, ЮВОУО, СВОУО, ЗОУО, ВОУО, Зеленоградского округа и учреждений дополнительного образования городского подчинения.

1.   К каждому заседанию методического объединения подбирался раздаточный материал в печатном и электронном виде (перечень материала прилагается);

Название материала

1

Проект плана проведения городского проблемного методического объединения

2

1.   Закон РФ «Об образовании» (в последней редакции)

2.   Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06.10.204 г. № ПК-2;

3.   Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 26.03.2003 №06-636 «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей»;

4.   Письмо Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/16;

5.   Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года от 16.04.2007 г.

3

1.   Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

2.   Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

3.   Аналитическая справка экспертных заключений и текстов представленной на конкурсы образовательной продукции о выявленных типичных ошибках и недочетах в текстах образовательных программ дополнительного образования детей

4

1. Методические рекомендации:

- Буйлова Л.Н. Как разработать программу дополнительного образования детей? Выпуск 2.-М.:2000-32с.;

- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С. Как подготовиться к городскому конкурсу авторских образовательных программ.

2. Дополнительное образование детей - материалы из сборника нормативно-правовых документов и методических материалов;

3. Педагогический мониторинг в детском творческом объединении

5

1.   Дополнительное образование детей - материалы из сборника нормативно-правовых документов и методических материалов;

2.   Направленность дополнительных образовательных программ;

3.   Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе;

4.   Психолого-педагогический блок (6 файлов);

5.   Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей;

6.   Содержание учебной, воспитывающей и развивающей деятельности в дополнительном образовании детей;

7.   Массовые мероприятия учебного и развивающего характера (4 файла);

8.   Критерии оценки образовательных программ дополнительного образования детей

6

1.   Практический материал для организации методической работы / выпуск 1 ГПМЦ ДОД;

2.   Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Посников А.С. Как подготовиться к городскому конкурсу авторских образовательных программ;

3.   Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Харитонов Н.П. Как подготовиться к конкурсу «Педагог-внешкольник Москвы»;

7

1. Составление информационной карты образовательной программы дополнительного образования детей;

2. Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей (2 варианта)

8

1.   Современная система дополнительного образования детей и ее развитие;

2.   Анкета «Самооценка гуманистической установки»

 

5. В день проведения методического объединения проводились консультации по вопросам технологии разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса дополнительного образования детей;

6. По результатам работы методического объединения участникам объединения рассылался обобщенный материал по электронной почте (перечень материала прилагается);

7. На последнем мероприятии было проведено анкетирование «Самооценка гуманистической установки» и был сделан опрос участников методического объединения, в результате которого было выявлено следующее: 100% участников методического объединения выразили желание продолжать работу на следующий год.



[1]  Трактовку этих понятий См.. №№ 1,3-6 в билиографическом списке после  статьи