В МИОО интенсивно развиваются технологии дистанционного обучения слушателей в системе повышения квалификации учителей. Первые дистанционные курсы, завершившиеся выдачей свидетельств о повышении квалификации государственного образца, были организованы еще в 1998 г. В последнее время дистанционные курсы МИОО успешно заканчивают ежегодно более 800 учителей московских школ. На первых дистанционных курсах обучались преимущественно учителя информатики, как наиболее подготовленные в технологическом отношении. Теперь на дистанционные курсы все чаще записываются учителя и других предметов (математики, литературы, истории, биологии и др.).
МИОО предлагает около 30 дистанционных курсов, связанных с повышением информационно-коммуникационной компетенции педагогов. Список дистанционных курсов кафедры информатики можно найти на сайте кафедры http://schools.keldysh.ru/faculty-it/kursist/.
В 2007-2008 учебном году преподаватели дистанционных курсов освоили новую технологическую среду Moodle. В данной технологии были разработаны и апробированы следующие дистанционные курсы:
· Информационные технологии в аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения
· Введение в Интернет. Основы HTML
· Моделирование и проектирование в среде Компас
· Элементы дизайна с использованием Photoshop
· Уроки в начальной школе с использованием ПК
· Основы работы в Excel и Access
· Метод учебных проектов
· Информационные технологии в образовании: презентации, издательство
· Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников с использованием мультимедийных технологий.
Успешно проводятся дистанционные курсы на сайте http://sdo.metodist.ru/ в специализированной системе дистанционного обучения Metodist.ru.
Наиболее эффективный методический подход в обучении технологиям (в том числе информационным технологиям) – практическая деятельность, которая реализуется в форме практических (учебных) проектов. На дистанционных курсах слушатели с первых шагов погружены в проектную деятельность (индивидуальную и коллективную). Результаты обучения демонстрируются разработанными проектами, размещенными слушателями в интернете. На дистанционных курсах преподавателей кафедры информатики, в частности, слушатели получают индивидуальные учебные сайты, которые организуются и наполняются (администрируются) самими слушателями. Тем самым, учителя (слушатели дистанционных курсов) осваивают новое "письмо" – умение "писать" в интернете, т.е. создавать интернет-документы и самостоятельно размещать их на сайте. Опыт, полученный учителями, позволяет им в дальнейшем реализовывать проектные методики и организовывать проектную деятельность школьников с активным использованием средств ИКТ в школах на уроках информатики, в интегрированных (межпредметных) учебных курсах, во внеаудиторных мероприятиях.
В коллективных интернет-проектах слушатели дистанционных курсов овладевают средствами современной коммуникации (электронная почта, интернет-конференции, общение в форумах и блогах).
В целях повышения общей культуры в области информационных технологий учителей школ материалы нескольких дистанционных курсов размещены в интернете в свободном доступе . В частности на сайте дистанционного курса "Введение в интернет (для учителей-предметников) http://schools.keldysh.ru/courses/distant-3/ размещены учебно-методические материалы, помогающие учителям осваивать технологии интернета. Материалы могут быть использованы учителями в работе со школьниками на уроках или в проектной деятельности.
Важным направлением, вовлекающих учителей в мир информационных технологий, являются интернет-мероприятия. Сотрудниками кафедры информатики МИОО проведены такие мероприятия, как интернет-выставка творческих работ, конкурс творческих работ, интернет-конференция.
На сайте (http://schools.keldysh.ru/courses/gal/), размещены работы слушателей дистанционных курсов по теме компьютерной графики.
Разработаны методики проведения интернет-конференций. На сайте http://schools.keldysh.ru/courses/conf/index.htm размещены материалы проведенной интернет-конференции "Школа в информационном обществе". На сайте представлены индивидуальные и коллективные статьи и методическе разработки учителей, демонстрирующие достижения в освоении информационных технологий, содержащие описание опыта учителей в использовании информационных технологий в работе со школьниками.
Результаты обучения свидетельствуют о востребованности материалов курсов. Преподаватели курсов получили много положительных отзывов о содержании курсов и методике проведения обучения в дистанционном режиме. Слушатели отметили, что обучение на дистанционных курсах позволило расширить их представления о возможностях интернета, о направлениях использования ресурсов интернета в учебной работе со школьниками. Большое продвижение было в освоении коммуникации через интернет.
Слушатели приобрели опыт создания собственных сайтов, понравилась идея использования блогов в качестве личного учебного пространства. Блоги позволили слушателям свободно изложить свое видение перспектив использования тех или иных технологий интернета в школе. Многие слушатели воспользовались блогами для описания своей работы со школьниками. Были размещены интересные иллюстрированные материалы из школьной жизни. Слушатели смогли организовать продуктивное неформальное обсуждение интересующих их вопросов, они делились опытом, давали свои оценки, сравнивали свой уровень владения интернетом с достижениями своих коллег.
Вот некоторые выдержки из анкет слушателей.
"Курс содержательный, очень много информации, хорошая организация занятий, удобно то, что можно работать в свободном режиме, без спешки. Занимаясь на курсах, я научилась поиску необходимой информации в Интернете, уверенно пользуюсь электронной почтой, немного хуже дела с созданием сайта, вернее с его корректировкой и внесением дополнений на свой сайт. Еще неудобно, что нет собственного выхода в Интернет, а в школе иногда эта связь нарушается". "Конечно же, мне еще далеко до совершенства. Нужна огромная практика, еще есть затруднения, скорость небольшая. То, что молодежь осваивает за минуты, мне достается часами. Но, самое главное, есть желание." "Впервые участвую в сетевых курсах. Было очень интересно, узнала много нового, приобрела полезные навыки и умения. Совершенно новым для меня было создание блога, создание и размещение в Интернете Web-странички. Теперь я научилась это делать. Занятия были организованы на высоком уровне. Методика проведения обучения позволила без затруднений усваивать новый материал и выполнять практические задания. Несмотря на большой дефицит времени, курсы проходила с большим удовольствием".
"Уровень работы в Интернет значительно повысился, возник интерес к общению с коллегами через Интернет. Удалось создать личный сайт, который, надеюсь, будет развиваться. В учебных материалах очень много полезной и нужной информации для моей профессиональной деятельности. Думаю, что материал, с которым знакомилась в течение прохождения курсов, буду использовать в дальнейшем в своей работе".
"В процессе курсовой подготовке устроило всё. Самое ценное (кроме приобретения новых знаний) то, что можно заниматься в свободное время. Удивляет, как преподаватель отслеживает всех слушателей. Хочется выразить благодарность за этот титанический труд. Если будет возможность, в следующем году запишусь на курсы по компьютерной графике".
"Содержанием курса, методикой проведения обучения и организацией занятий довольна. Материал курса подобран интересный, выстроен логично. С удовольствием занималась на курсе. Есть желание продолжить обучение. Мои результаты представлены на личной страничке и в блоге".
"Узнала много нового и интересного, к некоторым материалам пришлось подходить с другой точки зрения. На мой взгляд - подобные курсы необходимы не только для начинающих, но и для "продвинутых" пользователей, во время таких курсов происходит переоценка имеющихся знаний и приобретение нового взгляда на уже знакомые факты".