http://olymp.mioo.ru
Создание учебно-методического комплекса по подготовке учащихся г. Москвы к успешному выступлению на олимпиадах высокого уровня по биологии, математике, физике, информатике, географии, химии обусловлено необходимостью организации системы внешкольной централизованной подготовки учащихся к интеллектуальным соревнованиям.
В рамках проекта была реализована специализированная среда дистанционного обучения, созданы уникальные учебно-методические комплексы по 6 предметам основного олимпиадного цикла и комплект материалов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся, одаренных в области естественных наук.
Созданные учебно-методические комплексы могут быть использованы для подготовки учащихся города к интеллектуальным соревнованиям высокого уровня в течение 5 ближайших лет, а после необходимой текущей доработки и далее.
Также материалы могут быть использованы для организации элективных, факультативных курсов, профильного обучения в образовательных учреждениях города.
Инициаторами проекта являются Департамент образования города Москвы (http://www.educom.ru), Московский институт открытого образования (http://www.mioo.ru) при участии Московского центра непрерывного математического образования (http://www.mccme.ru). Главная страница проекта http://olymp.mioo.ru.
Интерактивная обучающая среда обеспечивает учащимся индивидуальную подготовку высшего уровня по профильному предмету, оптимизированную по затратам времени учащегося эффективную подготовку заданного уровня по непрофильным предметам, специальную олимпиадную «спортивную» подготовку, непрерывную эффективную обратную связь с преподавателем в процессе всего обучения.
Заметим, что специфическую олимпиадную подготовку целесообразно производить отдельно от занятий в школе, на межшкольном уровне, но в тесном взаимодействии со школой. Таким образом обучение «олимпиадным» предметам будет более эффективно, и при этом школы будут разгружены от несвойственных им задач – узкой целевой специфической подготовки. Удачно подобрать задачи для обучения учеников и грамотно их консультировать могут только преподаватели, обладающие достаточной квалификацией - ведущие ученые, учителя школ, а также организаторы и победители олимпиад прошлых лет. Привлечение организаторов и победителей олимпиад прошлых лет позволяет использовать как их высокую квалификацию, так и свойственный им особый энтузиазм.
Материалы Системы дистанционного обучения включают в себя курсы, состоящие из некоторого числа уроков (модулей), тестовых вопросов и заданий к этим урокам, а также архивы заданий олимпиад различного уровня с верными решениями, ссылки на методические ресурсы сайта МЦНМО и другие полезные ссылки на ресурсы сети интернет.
Материалы курсов для системы дистанционного обучения проходят тщательный отбор, проверку и рецензирование, в том числе профессорами Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. Материалы курсов для системы составляются видными учеными, известными преподавателями, а также победителями олимпиад высокого уровня прошлых лет.
Отдельно стоит коснуться вопроса о появлении одаренных школьников. Интерес к любому предмету зарождается под влиянием трех источников: 1) родители; 2) учителя; 3) внешняя информация – книги и Интернет. Первый источник от нас не зависит. Уровень подготовки школьных учителей можно увеличивать путем развития системы повышения квалификации, в том числе и с участием преподавателей высшей школы, однако в целом эта система – консервативна и резких изменений здесь ждать нельзя. Второй источник имеет социальный характер и определяется, в основном, государственной политикой в области образования. А вот информационный рынок – это очень динамичная область. Поэтому основной фактор оперативного влияния на уровень школьного образования – это книги и электронные ресурсы.
В принципе, существуют несколько сборников олимпиадных задач различного уровня, а материалы многих олимпиад имеются в открытом доступе в Интернете, однако объем содержащейся в них информации слишком велик для индивидуальной работы. Основная задача системы дистанционной подготовки школьников – отбор наиболее репрезентативных заданий, учитывающих особенности разных олимпиад, и подготовка соответствующего теоретического материала. Кроме того, эта система обеспечивает непрерывный интерактивный контроль за уровнем подготовки школьников при условии, что в процессе обучения участвуют преподаватели с большим опытом олимпиадной работы, а также бывшие победители и призеры Всероссийской и Международной олимпиад.
Важным факультативным дополнением к основному содержанию является курс по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. (http://russ.olymp.mioo.ru). Курс содержит учебный материал для фундаментальной подготовки к экзаменам. Он поможет школьникам
самостоятельно повысить практическую грамотность и усвоить сложные правила русской орфографии и пунктуации, что необходимо как для сдачи ЕГЭ, так и для написания сочинений.