Мониторинг использования возможностей получения качественного образования всеми школьниками

В рамках проекта «Информационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) с использованием профессионально-кадрового потенциала системы образования города Москвы» Московский институт открытого образования проводит программу мониторинга использования возможностей получения качественного образования всеми школьниками независимо от места жительства на уровне удовлетворения актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Реализации КПМО, ориентированных на предоставление всем школьникам независимо от места жительства возможности получения качественного общего образования, требует создания целостной модели информационно-методического сопровождения и методической поддержки. В основу такой модели должны быть положены современные критерии качества образования и эффективные методики его мониторинга. Следует также учесть, что обеспечение качества образования является стратегической целью и решается на основе широчайшего спектра инноваций. Поэтому при построении модели информационно-методического сопровождения и методической поддержки КПМО принципиально важно, с одной стороны, учесть общий институциональный контекст современного этапа модернизации образования, а с другой – придать этому процессу высокую степень мобильности, ориентировать его на удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности вне зависимости от места проживания. Таким образом, залогом эффективности поставленной задачи является обеспечение баланса между универсальными критериями качества образования, соответствующими интересам общества, и направленностью образовательных услуг на удовлетворение индивидуальных потребностей личности.

Систематический анализ объективных данных о качестве обучения, осуществление мониторинга и диагностики состояния образовательных систем для получения результатов, соответствующих уровню развития общества и его социальному заказу, сегодня необходимы не только образовательным учреждениям, но и внешним пользователям (родителям, вузам, работодателям). Обеспечивая рост качества образования, необходимо решать широчайший комплекс вопросов – от организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. Это предполагает комплексное решение проблем обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы качества: наличие образовательных стандартов, выявление достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений при сертификации систем менеджмента качества и т.п. Соответственно и информационное обеспечение этой системы должно иметь комплексный характер – включать механизмы выявления и презентации запросов потребителя (учащихся, родителей, вузов, рынка труда и т.д.), отражать внутренние и внешние формы оценивания качества образовательных услуг, использовать многоуровневую модель исследований проблем качества образования (в т.ч. статистический и педагогический анализ результатов), соотносить показатели, характеризующих инвестиции в образование, с ростом образовательных достижений, подразумевать проведение целевых мониторинговых исследований качества образования на национальном и региональном уровнях для получения валидных результатов как основы для совершенствования системы образования и принятия обоснованных управленческих решений, создание доступного для различных категорий пользователей банка образовательной статистики, позволяющего оперативно и эффективно реализовывать основные функции оценки качества обучения на различных ступенях системы образования с использованием нормативно обоснованных показателей и критериев качества.

Эффективное функционирование региональной модели информационно-методического сопровождения и методической поддержки КПМО предполагает высокий уровень инструментальности и технологичности используемых показателей доступности и качества образования, упорядочение информационных потоков, объективность используемых экспертных процедур и технологий, централизованную разработку пакетов диагностических и контрольно-оценочных средств, координацию мониторинговой деятельности. Поэтому ее формирование целесообразно  на базе уже существующих систем и форм контроля качества образования (в т.ч., системы аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, механизмов и процедур ЕГЭ, информационно-технологических центров сбора и обработки статистических данных и т.п. Тем самым, может быть обеспечена необходимая степень стандартизации и унификации информационно-методического сопровождения и методической поддержки КПМО, сделан важный шаг к разработке рамочной модели информационных программно-инструментальных средств, направленных на поддержку КПМО. Опорными компонентами такой модели могут стать

·      нормативные и информационные материалы, отражающие инновационный характер КПМО, раскрывающие технологию их концептуального моделирования, проектной разработки, экспериментальной апробации и массового внедрения; 

·      информационные базы проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур (в т.ч. ЕГЭ);

·      информационно-технологическое и программно-инструментальное оснащение проведения и автоматизированной обработки результатов мониторинга качества и доступности образования;

·      обновляемый банк валидного инструментария педагогических измерений и контрольно-оценочных процедур;

·      региональный банк валидной образовательной статистики, доступный для различных категорий пользователей (школ, управлений образования, вузов, родителей, учащихся, учителей и т.д.) и отражающей динамику внедрения инновационных форм образовательного процесса, качественные изменение в уровне обученности, динамику поступления  учащихся в вузы и ссузы;

·      информационные материалы, отражающие перспективные направления повышения квалификации и переподготовки специалистов, направленные на обеспечение устойчивого роста качества и доступности образования, социальной и профессиональной мобильности субъектов образовательного процесса.

Отбор информации для подобной модели должен опираться на принципы объективности, научности, прогностической направленности, целостности, а также полноты, доступности и свободной циркуляции всех информационных потоков. В этом случае может быть реализована стратегическая задача формируемой системы информационно-методического сопровождения и методической поддержки КПМО – выявление системообразующих компонентов этой структуры, установление их взаимосвязи, разработка и оптимизация схем взаимодействия, обеспечивающих личностно-ориентированный характер процесса образования, предоставление всем школьникам независимо от места жительства возможности получения качественного общего образования на уровне удовлетворения актуальных и перспективных запросов и потребностей личности и общества, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье.

Переориентация системы информационно-методического сопровождения и методической поддержки КПМО на приоритетное удовлетворение личностных образовательных потребностей предполагает мониторинг и освещение таких проблем, как:

·      организация и ресурсное (нормативное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное, методическое) обеспечение предпрофильного, профильного и дополнительного образования, в том числе на основе индивидуальных образовательных траекторий;

·      внедрение модульной, вариативной структуры образовательных программ;

·      использование информационных технологий для обеспечения личностно-ориентированного и вариативного характера образовательного процесса, его открытости и доступности;

·      работа с мотивированными учащимися, в том числе в рамках специализированных образовательных программ, проектов, олимпиад и конкурсов;

·      реализация принципов коррекционной и здоровьесберегающей педагогики при формировании индивидуальных образовательных траекторий;

·      интеграция форм образовательной, воспитательной, развивающей деятельности, направленных на активную социализацию учащихся, стимулирование их индивидуальных образовательных потребностей;

·      усиление взаимодействия школы и семьи в решении задач личностно-ориентированного образования;

·      организация открытого сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, а также социальных заказчиков и т.п.