Из комплексного проекта модернизации
образования города Москвы
Введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования
Московский регион выстраивает профилизацию на базе системы развития интересов детей, привлечения их к углубленному изучению школьных дисциплин и освоению форм деятельности, характерных для этих дисциплин и сфер жизни общества. Тем самым формируется платформа для осознанного выбора молодым человеком и его родителями образовательного учреждения общего и профессионального образования.
Решению указанных задач содействует система региональных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. В настоящее время в таких соревнованиях участвует около 20 процентов учащихся, а в отдельных классах – выпускных для ступени, до 40 процентов. Достаточно высокими являются показатели региона на олимпиадах высшего – федерального уровня.
В 2007 г. принято решение коллегии Департамента образования, определяющая статус учащегося, вошедшего в резерв участников олимпиад высшего уровня. Этот статус предусматривает широкие возможности для профилизации, в частности, через использование индивидуального учебного плана и телекоммуникацию.
Ряд московских конкурсов стали межрегиональными и даже международными. К таким относится "Турнир городов", в котором принимают участие сотни городов не только из регионов России, но и из-за рубежа.
Наряду с соревнованиями, в которых перед участниками ставятся конкретные "олимпиадные" задачи, спроектированные взрослыми и рассчитанными на ограниченное время решения, существенную роль играют конкурсы работ учащихся, где фиксируются только общие правила осуществления и представления ученических проектов, а их содержание определяется самими учащимися. Часто именно подготовка своего сообщения на конференции учащихся оказывается существенной частью всей деятельности по проекту. Примерами проектной деятельности, завершающейся публичным представлением результатов исследования, технологического и социального проектирования, являются ученические конференции им. В. И. Вернадского, соревнования Роботов, конференция "Искатель".
Таким образом, в Москве созданы условия для системы подготовки обучающихся к профильному обучению и профильной ориентации.
Школы с углубленным изучением отдельных предметов. Лицеи и гимназии
Такие школы впервые были созданы именно в Москве в начале 1960-х гг. Наиболее массовыми из вариантов профилизации для таких школ оказалось языковое и математическое образование.
Языковые (более чем на 70% английские, в соответствии с запросами населения) школы наряду с языковой профилизацией, как правило, реализовывают еще и общегуманитарную (История, Мировая художественная культура, Литература, соответствующие элективные курсы) или социально-экономическую (Обществознание, Экономика, Право, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, соответствующие элективные курсы).
Важную роль в формировании системы непрерывного образования региона играют традиции московского школьного математического образования. Характерной при этом является тенденция к формированию внутри «математических» школ других направлений профилизации (естественно-научной во 2-ой школе, гуманитарной в 57-ой и т. д.).
В настоящее время в городе 170 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 392 школы, имеющие классы с углубленным изучением отдельных предметов.
С начала 1990-х гг. в городе выстроена система лицеев и гимназий. При этом лицеи создавались как общеобразовательные учреждения с определенной профилизацией. Высокий уровень образования заданного профиля для них обеспечивался, в частности, сотрудничеством с вузом соответствующего профиля, закрепленным в учредительных и уставных документах учреждения, участием представителей вуза в органах общественного управления общеобразовательным учреждением, участием преподавателей вуза в работе методических объединений и кафедр школы, непосредственно в педагогическом процессе, предоставлением учебного оборудования и специально оборудованных учебных помещений, темами "курсовых" и "дипломных" работ школьников и т. д. Московские гимназии сформировались, прежде всего, как многопрофильные общеобразовательные учреждения с качественным образованием повышенного уровня. В то время, как большинство лицеев ориентировано на естественно-математический профиль, а гимназии являются прежде всего гуманитарно-социальными.
Тенденции профилизации, укрупнения старших школ отвечает и проведенное Департаментом образования выделение начальной ступени из рядапрофильных учреждений. Начальная ступень образования, выведенная из состава всех гимназий, реализуется в прогимназиях, что законодательно закреплено в Москве.
В Москве сегодня существует 30 лицеев, 51 гимназия, 180 школ с лицейскими классами, 350 школ с гимназическими классами.
Таким образом, в Москве сложилась основа для системы профильного образования в виде системы учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, выделена и нормативно закреплена система образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение повышенного уровня, законодательно закреплено укрупнение старшей ступени в этих учреждениях. Реализованы принципы непрерывного образования связи общеобразовательной школы с наукой и высшим образованием.
Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения
Ведущей целью модернизации столичного образования является совершенствование структуры, содержания общего образования и переход на личностно-ориентированную работу с учащимися на основе современных эффективных педагогических технологий.
Большую роль в индивидуализации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях сыграла работа городской экспериментальной площадки "Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам". С 2000 года 22 общеобразовательных учреждения разработали организационную модель обучения по индивидуальным учебным планам на старшей ступени. Результаты этой работы обобщены в методических сборниках Департамента образования города Москвы: в альбоме "Экспериментальное образовательное пространство города Москвы", на страницах журналов "Московская школа", "Лицейское и гимназическое образование", размещены на сайте Городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности и на сайтах образовательных учреждений.
По результатам проведенного исследования образовательных потребностей обучающихся и их родителей прогнозируется, что подготовка по физико-математическому профилю будет осуществляться в 58 процентах учреждений, по гуманитарному – в 45 процентах, по информационно-технологическому – в 40 процентах.
Разработанный комплекс мер по снижению перегрузки, включает в себя:
- Соблюдение уровня максимальной нагрузки в индивидуальных планах, их коррекция;
- Идивидуализацию расписания, сбалансированность его по дням недели в течение учебного дня, возможность выбора непрофильных групп;
- Снижение количества "подготовок" по учебным предметам в течение недели;
- Перенос "центра тяжести" изучения материала с домашней работы на работу в классе;
- Сокращение количества домашних заданий, изменение характера домашних заданий (больше заданий творческих, нестандартных, нетрадиционных, задания с выбором уровня трудности, возможность выбора объема выполняемых упражнений, задания интегративного характера, требующие обращения к различным предметным областям).
В рамках экспериментальной деятельности разработано психолого-педагогическое, дидактическое и методическое сопровождение организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов:
- Система диагностики познавательных интересов, склонностей, способностей учащихся и их сопровождения в рамках индивидуальных учебных планов;
- Комплекты элективных курсов, спецкурсов, практикумов и других составляющих для обеспечения универсальности образовательных профилей;
- Методический и дидактический инструментарий, ориентированный на разноуровневое освоение учебных предметов;
- Система организации контроля и диагностики результатов внедрения индивидуальных учебных планов в общеобразовательном учреждении.
Инновация по переводу работы старших классов на индивидуальный учебный план потребовала профессионализма от педагогов. Наличие высокопрофессиональных специалистов – учителей и работающих учителей из профессорско-преподавательского состава вузов – позволяет успешно решать поставленные задачи (5 процентов – доктора и кандидаты наук, 15 процентов – заслуженные учителя Российской Федерации, 35 процентов – почетные работники общего образования Российской Федерации, 62 процента – учителя высшей квалификационной категории).
Опыт работы городской экспериментальной площадки позволяет рассматривать индивидуальный учебный план как реальный механизм по введению профильного образования в старших классах. Именно эта практика дает технологически обеспеченные модели реализации личностно-ориентированного образования, повышения его доступности, качества и эффективности относительно каждого ученика.
Социологические опросы зафиксировали, что к 2006 году практически 100% учащихся одобряют новую форму организации образовательного процесса. К ним присоединяются более 80% учителей и 85% родителей. 78% родителей отмечают улучшение психологической обстановки в ученических коллективах, эту точку зрения разделяют и 86% учителей.
Таким образом, в течение последнего десятилетия в Москве реализован механизм конкурсной поддержки повышения качества образования, в том числе – формирование системы профильного образования.
Сетевая организация общего образования
Сетевые модели деятельности учреждений общего образования, являясь частью традиции Москвы, выходят в настоящее время на новый уровень развития.
Выше уже упоминалось о сети математических олимпиад, кружков и школ, ориентированных на профильную ориентацию, формирование профильных интересов, профильный отбор и профильное обучение. Деятельность Москвы в этом направлении значима и для других регионов, как показывает опыт олимпиадного портала Московского центра непрерывного математического образования и Российского общеобразовательного портала, формируемого Институтом новых технологий образования.
Примером структуры, осуществляющей в течение нескольких десятилетий работу по профильной и довузовской подготовке учащихся многих регионов России, является Заочная межпредметная школа (ЗМШ). В своей работе она объединяет потенциал ведущих школ города (ее руководитель – В. Ф. Овчинников – директор Второй школы), вузов (прежде всего – МГУ), структур непрерывного образования (Московский центр непрерывного математического образования) и региональных педагогов (в модели "Коллективный ученик").
В течение последних пяти лет Москва развернула новые сетевые проекты.
Профильное обучение старшеклассников регионов России
В системе московского образования на базе Центра информационных технологий и учебного оборудования ведется работа по формированию образовательных программ и учебных материалов для дистанционного профильного обучения и довузовской подготовки учащихся других регионов. Начата апробация в Красноярском и Хабаровском краях
"Московский аттестат"
Правительство Москвы, развивая все направления поддержки соотечественников и российского образования за рубежом, поддерживает программу общего образования детей соотечественников. Программа реализуется Московским институтом открытого образования с привлечением педагогов Центра образовании «Царицыно» (директор Е. Л. Рачевский) и завершается государственной итоговой аттестацией.
Сетевая школа
В настоящее время начата разработка модели московской сетевой школы. В рамках этой модели ведущая школа города (в настоящее время – №57) расширяет свою деятельность на другие школы, при этом она обеспечивает:
- Подготовку, методическую поддержку, консультирование и аттестацию на соответствие сети педагогов других школ;
- Управление качеством образовательного процесса, текущей и итоговой аттестацией выпускников;
- Прямое участие своих педагогов в образовательном процессе других школ, прежде всего, с использованием ИКТ.
Сегодня Правительство Москвы ставит в качестве одной из задач для системы образования города формирование модели русской школы за рубежом, которая могла бы сохранять свою связь с Россией за счет постоянной поддержки со стороны системы образования города Москвы.
Таким образом, в Москве заложены основы сетевой организации общего образования, дающей доступ к качественному, в том числе – профильному образованию всем жителям региона, а также жителям других регионов и детям соотечественников за рубежом.
|