Сальников Н.М.,
Директор Государственного образовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №1326

Проблемы реорганизации общеобразовательной школы в школу с профильным обучением в старших классах и возможные пути их решения

В ближайшие годы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года должны быть созданы условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования. В связи с этим проблема реорганизации общеобразовательной школы в школу с профильным обучением в старших классах становится актуальной, так как не всегда целесообразно строить модель профильного обучения только во вновь открываемых школах. Кроме того, схема последовательных преобразований школы позволяет сохранить в определенной части инфраструктуру, кадровый состав, учебно-методическую и материально-техническую базу учебного процесса.

В процессе поэтапной реорганизации существенной является внешняя экспертиза деятельности школы, результатов ее работы, анализ условий ее преобразования и определение статуса наиболее подходящего для реализации выбранной модели обучения.

В настоящей работе предлагается рассмотреть некоторые аспекты совместной работы коллектива школы, управления образования округа и Государственной службы лицензирования и аттестации Департамента образования г.Москвы по выработке решения по преобразованию ГОУ СОШ № 1326 ЗОУО ДО г.Москвы в лицей.

ГОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1326 была образована путем реорганизации из общеобразовательной школы в 2003 году. Целью работы по развитию школы является разработка модели профильного обучения в старших классах. В экспериментальном режиме в школе осуществляется обучение только старших школьников: 8-9 классов – по учебным планам предпрофильного обучения, 10-11 классов – по учебным планам физико-математического, естественнонаучного, информационно-технологического и социально-экономического профилей обучения. Коллектив школы с 2003 г. участвует в работе городских экспериментальных площадок по темам, связанным с профильным обучением: "Разработка модели профильного образования", "Создание системы непрерывного образования как средства осуществления индивидуальной траектории развития личности при использовании возможностей процесса интеграции общего среднего, среднего специального и высшего образования".

В своей работе ГОУ СОШ № 1326 считает своей целью создание системы эффективной специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, в том числе и с предоставлением возможности учащимся выбора своей индивидуальной траектории обучения.

Для реализации проекта экспериментальной деятельности школы были поставлены задачи:

  • Отработка гибкой системы профилей обучения в 10-11 классах и универсальной предпрофильной подготовки в 7-9 класссах для данного набора профилей;
  • Определение места и роли курсов, предусмотренных учебными планами на базовом и профильном уровнях или в качестве элективных, в реализации концепции предпрофильного и профильного обучения;
  • Подбор и разработка программ и содержания этих курсов, методических материалов для них;
  • Разработка методик преподавания профильных и элективных курсов, в том числе с компьютерной поддержкой и использованием специального программного обеспечения;
  • Определение материально-технического оснащения кабинетов и лабораторий для учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, профориентационной работы;
  • Определение роли занятий в системе дополнительного образования школы, вузов и других организаций в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
  • Проследить психологические и социально- психологические аспекты профильного обучения, исследовать возможность использования модели школы полного дня для объединения в единый функциональный комплекс образовательной, досуговой и оздоровительной деятельности учащихся 7-9 классов.

Для решения этих задач школа располагает высококвалифицированными педагогами и специалистами. В школе работают преподаватели и сотрудники вузов и научных организаций. В оказании организационной и методической помощи в период становления и развития школы приняли участие МГУ им. М.В.Ломоносова, МГУЭСИ, СУНЦ МГУ им. М.В.Ломоносова – школа им. А.Н.Колмогорова. Преподаватели, аспиранты, сотрудники и выпускники этих вузов участвовали в создании курсов обучения и их апробации. Некоторые курсы школы им. А.Н.Колмогорова были адаптированы для учебного процесса в школе № 1326 и включены в учебный план.

В настоящее время в школе работает 29 учителей, из них 27 - с высшим образованием, 2 – с незаконченным высшим, 15 имеют высшую и первую квалификационную категорию, 1 доктор и 5 кандидатов наук, 5 аспирантов, учителя, имеющие почетные звания, лауреаты премии Президента РФ и конкурса "Грант г.Москвы".

В школе имеется также развитая материально-техническая база для реализации программ предпрофильного и профильного обучения. Оборудованы кабинеты для обучения по общеобразовательным и профильным дисциплинам. Имеются 2 компьютерных класса, объединенных в локальную сеть с выходом в Internet. Кабинеты школы оборудованы ТСО, в компьютерных классах и кабинетах физики и биологии используются мультимедиапроекторы. В сотрудничестве с биологическим и механико-математическим факультетами, НИИ механики, СУНЦ МГУ им. М.В.Ломоносова, ИПМ им. М.В.Келдыша РАН созданы лаборатории для научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в области компьютерного и математического моделирования естественнонаучных процессов, робототехники и мехатроники.

Кроме того, у учащихся школы имеется возможность участвовать в специальных образовательных программах, семинарах, использовать материальную базу и информационно-коммуникационные ресурсы факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках договоров о сотрудничестве, а также участвовать в обучении по программам дополнительного образования и в системе "Школа – колледж – вуз" МГУЭСИ, МГУ им. М.В.Ломоносова и других вузов.

Для осуществления воспитательной работы и реализации программ дополнительного образования в школе используются актовый и спортивный залы, комната спортивного клуба, комната "Боевой Славы", кабинеты обслуживающего труда и информатики, мастерские. С февраля 2005 года школа работает в режиме школы полного дня.

Промежуточным итогом экспериментальной деятельности школы можно считать уже сложившуюся систему предпрофильной подготовки в 8-9 классах и профильного обучения в 10-11 классах. С 2007 года планируется организация обучения семиклассников. К настоящему моменту осуществлено 2 выпуска из профильных классов. Выпускники школы стали студентами механико-математического, физического, биологического, химического, геологического факультетов, а также факультетов ВМК и наук о материалах МГУ им. М.В.Ломоносова, I-го и II-го медицинских университетов, МГТУ им. Баумана, МИФИ и других технических вузов, экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, МГУЭСИ, Высшей Школы экономики и других ведущих вузов социально-экономического профиля.

В основном задачи, поставленные перед школой в рамках экспериментальной деятельности, выполнены. В настоящее время школа вышла на инновационный этап эксперимента и ставит перед собой задачу преобразования в многопрофильный лицей и передачу опыта своего развития другим школам.

В связи с вышеизложенным можно считать, что ГОУ СОШ № 1326 действительно работает в рамках поставленных задач. Уже сейчас школа может работать эффективно, реализуя модель профильного обучения, и ставит перед собой реальные задачи дальнейшего развития.

На основании этого педагогический коллектив ГОУ СОШ № 1326 считает возможным использование результатов работы школы для осуществления предпрофильного и профильного обучения учащихся старших классов и реализации данной образовательной программы в рамках статуса Лицей г.Москвы.

В январе-феврале 2007 года в ГОУ СОШ № 1326 была проведена проверка условий лицензирования и аттестация школы. Важной особенностью аттестационного обследования школы было то, что коллектив школы по рекомендации окружного управления образования выбрал новую форму, предложенную Государственной службой лицензирования и аттестации. Наряду с традиционными проверками предусмотренными процедурой лицензирования и аттестации коллективу школы была предоставлена возможность сделать презентацию образовательной программы, сделать анализ деятельности школы, поставить задачи развития школы и наметить пути их решения.

Презентация образовательной программы школы, как элемент аттестационного обследования может давать дополнительные возможности директору и администрации по представлению концепции развития школы, результатов деятельности на предыдущем этапе, целей и задач на будущий период. Кроме того, так как презентация проводится публично и при этом присутствуют руководители и эксперты Государственной службы лицензирования и аттестации, руководители и специалисты окружного управления образования, руководители других образовательных учреждений, то в процессе представления работы школы, дискуссии, ответов на вопросы вырабатывается компетентная точка зрения, дается объективный анализ достижений, определяются наиболее эффективные способы решения проблем, наиболее эффективная форма организации учебного процесса и статус школы для выбранной модели профильного обучения, для которой уже сейчас у школы есть значительные наработки.