Из комплексного проекта модернизации
образования города Москвы

Принципы организации оплаты труда

1. Отраслевая региональная система оплаты труда должна исходить из единых правил установления заработной платы для всех категорий работников, занятых в общеобразовательных учреждениях столичного мегаполиса. Базовая часть фонда оплаты труда составляет 60,6%, а стимулирующая –39,4%.

В настоящее время Правительством Москвы рассматривается предложения Департамента образования города Москвы о внесении дополнений в постановление правительства Москвы от 19 июня 2005г. №523-ПП, позволяющие ввести механизм увеличения базовой части оплаты труда на 10-15%, с учетом числа обучающихся (при этом будут учитываться потребности и таких форм обучения, как интегрированное, дистанционное обучение).

2. Учет всех видов учебной и внеучебной деятельности, определенных в трудовом договоре с работником (или в дополнениях к нему), с установлением соответствующих размеров оплаты (доплат)

Стимулирующие надбавки включают следующие:

  • За особые условия труда в реализации программ повышенного уровня и экспериментальных программ – 3,5%;
  • За особые условия труда при работе со сложным контингентом (КРО, девиантное поведение ) -- 5,0%;
  • За реализацию целевых дополнительных образовательных программ 12%;
  • За особые условия труда при работе с этнокультурным компонентом -3,5%;
  • За особые условия труда при работе с детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении - 5%;
  • За особые условия труда при работе с детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот -5%;
  • Молодым специалистам из числа педагогических работников (5,4%).

Учитывая изменения, внесенные Постановлением правительства № 985-ПП от 12 декабря 2006 года стимулирующая часть фонда оплаты труда в 2007-2008году увеличится до 42,6% общего фонда оплаты труда.

3. Комплексный учет качества труда педагогических и иных работников образовательных учреждений, учитывающий как формализованные характеристики (стаж работы, уровень образования и т.д.), так и экспертные оценки аттестационных комиссий по конкретному перечню результатов профессиональной деятельности

Московская аттестационная служба, созданная одной из первых в Российской Федерации обеспечивает аттестацию педагогических и руководящих кадров. Переход на новую систему оплаты труда требует обновления механизма аттестации. Эта система должна быть выстроена прежде всего на более широком использовании результатов мониторинга качества образования и более эффективных форм участия общественности в процедурах аттестации.

Основными показателями качества педагогического труда являются результаты единого государственного экзамена, новых форм итоговой аттестации учащихся классов, в том числе, по результатам независимой экзаменационной комиссии, результатам мониторинга и диагностика обученности, которая проводится более десяти лет по основным предметам базисного учебного плана. С 2005 года в контрольно-измерительные материалы диагностики и мониторинга включаются заданий в рамках компетентностного подхода. С 2006 года такими результатами стали участие педагогов и учреждений в реализации приоритетного национального проекта "Образование", конкурсный отбор на награждение Грантом города Москвы в области науки и технологии в сфере образования.

Более широкое привлечение общественности к процедуре аттестации, развитие практики представления общественности публичных отчетов руководителями образовательных учреждений.

Итогом всех этих процессов должно стать определение профессиональной компетентности педагогических работников и руководящих кадров и соотнесение их с соответствующей категорией оплаты труда.

4. Мотивационные выплаты

Связь заработной платы с качеством, результативностью труда реализуются через постановления правительства Москвы от 19 июня 2005г. №523-ПП и 524-ПП от 19.07.2005г., в которых определен перечень доплат за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей работника, и надбавок стимулирующего характера, а так же коэффициентов к утвержденной тарифной сетке. В том числе, установлены выплаты, учитывающие особенности конкретного вида учебного общеобразовательного учреждения, такие как:

  • За особые условия труда в реализации программ повышенного уровня и экспериментальных программ – 1,15;
  • За особые условия труда при работе со сложным контингентом( КРО, девиантное поведение ) - 1,2;
  • За реализацию целевых дополнительных образовательных программ - 1,5;
  • За особые условия труда при работе с этнокультурным компонентом -1,15;
  • За особые условия труда при работе с детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении - 1,2;
  • За особые условия труда при работе с детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот -1,2;
  • Молодым специалистам из числа педагогических работников в течении первых трех лет работы – 1,4;
  • Имеющим диплом с отличием – 1,5.

Так же доплаты:

  • За работу в сельской местности - 1,25;
  • За работу в условиях опасности здоровья и особо тяжелые условия труда – 1,8.

Принцип 3 реализуется через аттестацию работников на основе тарифно-квалификационных характеристик и показателей профессиональной компетентности. В том числе дополнительные выплаты, экономически стимулирующие достижения высоких результатов, показателей качества труда работников

Указанным Постановлением установлены также надбавки за наличие звания, призванные стимулировать профессиональное совершенствование и качество обучения:

  • Народный, заслуженный -1,5;
  • Отличник, почетный работник и аналогичные звания – 1,3;
  • Ученая степень, заслуженный работник –1,1.

Однако они не в полной мере реализуют задачу повышения качества, присвоение почетного звания осуществляется с привлечением общественных организаций, но в дальнейшем звание сохраняется независимо от качества работы и оценки ее общественностью. По ряду стимулирующих выплат влияние общественных структур и учет качества являются более непосредственными (например, при доплате за экспериментальную работу). В ходе совершенствования системы оплаты труда влияние указанных показателей качества и общественной оценки будет расширяться.

С целью учета качества обучения и расширения влияния общественной оценки с 01 января 2008 года предусматривается формирование поощрительного фонда до 5% от общего фонда оплаты труда. Механизм распределения этого фонда будет общественно-государственным, включающим экспертные оценки аттестационных комиссий, мониторинг профессиональной деятельности, оценку управляющего совета учреждения и других общественных структур.

Тарифно-квалификационные характеристики, Объемные показатели по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей и Требования к квалификации при аттестации, учитывающие специфику организации труда работников образования в рамках актуальных норм отраслевого законодательства, были разработаны Минобразованием России и Госкомвузом России. Отказ Минюста в их регистрации в 2000г. был обусловлен не содержательными проблемами их применения, а только процессуальными причинами (несоблюдением установленных правил подготовки ведомственных нормативных правовых актов).

В этой связи Минобразование России в 2001г. разработало Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам), а также временные объемные показатели по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей.

Опыт использования заложенных в этих документах методов и алгоритмов в сфере образования России в целом и в г. Москве, в частности, свидетельствует об их адекватности задачам комплексного учета качества труда педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, поэтому они применены в НСОТ.

Коэффициент увеличения заработной платы педагогических сотрудников, на основании временных требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) с учетом стажа работы:

  • От 3 до 5 лет – 1,2 ( 7 разряд);
  • От 5 до 10 лет – 1,4 (12 разряд);
  • От 10 и выше – 1,7(14 разряд).

Принципы оплаты труда

За основу принята ЕТС, что полностью соответствует Единым рекомендациям РТК на 2006г. Диапазон разрядов тарифной сетки для учителей 7-14 разряд. Это ставка заработной платы учителя общеобразовательного учреждения в 5-11 классах за 18 часов педагогической нагрузки в неделю, и в начальной школе за 20 часов педагогической нагрузки в неделю при наличии 25 обучающихся в классе.

1. Величина первого разряда ЕТС на начальном этапе внедрения НСОТ была определена Постановлением правительства города Москвы №523-ПП от 19 июля 2005 года в размере 2000 рублей.

2. НСОТ базируется на Законе города Москвы от 15 декабря 2004г. №86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы"

В соответствии с законом с 1 мая 2006г. месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по (НСОТ) установлена в размере 2200 рублей.

С 22 августа 2006г. месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по НСОТ установлена в размере 2530 рублей (рост на 15%).

С 1 мая 2007г. месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по (НСОТ) будет установлена в размере 2910 рублей (рост по сравнению с 01.05.2006 г. – 32.5%)

С 1 сентября 2007г. месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по (НСОТ) будет установлена в размере 3638 рублей (рост за тот же период 65.4%).

В 2008-2009 годах предполагается повысить заработную плату учителей:

  • С 01.05.2008 года на 15%,
  • С 01.09.2008 года на 20%,
  • С 01.05.2009 года на 10%,
  • С 01.09.2009 года на 10%.

Это позволит увеличить среднюю заработную плату учителя по отношению к 2006 году :

  • В 2007 году на 43%,
  • В 2008 году на 98%,
  • В 2009 году на 240%

Для наиболее массовой категории учителей, в абсолютных цифрах (руб):

  • 01.01.2006 - 5760
  • 01.05.2006 - 6358
  • 01.09.2006 7312
  • среднегодовая - 6477

 

  • 01.01.2007 - 7312
  • 01.05.2007 - 8409
  • 01.09.2007 - 10511
  • среднегодовая - 8744

 

  • 01.01.2008 - 10511
  • 01.05.2008 - 12088
  • 01.09.2008 - 14505
  • среднегодовая - 12368

 

  • 01.01.2009 - 14505
  • 01.05.2009 - 15956
  • 01.09.2009 - 17551
  • среднегодовая - 16004

 

год

среднегодовая ставка  (руб)

Среднегодовой % отраслевых доплат

сумма отраслевых довлат

ВСЕГО

С учетом совмещаемости (пед нагрузки) к=1.5

2006

6477

39,4

2552

9028

13543

2007

8744

42

3672

12416

18625

2008

12368

42

5195

17563

26344

2009

16004

42

6722

22726

34089

Несмотря на высокий объем доплат в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года № 523-ПП, порядок учета доплат нуждается в значительной доработке. В связи с этим в план-график на 2007 г. включена разработка порядка учета дополнительной работы, который должен регулировать объем работы, форму учета, меру ответственности работников и администрации.

При введении нормативного подушевого финансирования встает вопрос о порядке формирования фонда оплаты труда в пределах выделенных средств и о полномочиях образовательных учреждения и органов общественного управления в распределении этого фонда. В настоящее время фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений в городе Москве формируется из:

  • Фонда заработной платы педагогических работников за часы педагогической нагрузки в соответствии с утвержденным учебным планом и тарифными ставками согласно ЕТС;
  • Фонда заработной платы работников учреждений исчисленный в соответствии с утвержденным учредителем индивидуальным штатным расписанием каждого конкретного учреждения;
  • Фонда заработной платы на установление доплат и надбавок в соответствии с отраслевыми условиями оплаты труда (Постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 года № 523-ПП).

При введении нормативного финансирования у части общеобразовательных учреждений оказывается недостаточно средств для формирования фонда оплаты труда в соответствии с этим порядком. В силу этого будет определен новый порядок формирования ФОТ при введении нормативного подушевого финансирования, который будет регулировать:

  • Составные части ФОТ и их соотношения;
  • Соотношение фонда заработной платы педагогических работников и фонда заработной платы АУП и прочих работников;
  • Порядок проведения тарификации педагогических работников;
  • Порядок установления штатного расписания учреждения;
  • Порядок формирования ФЗП на доплаты за работу, не входящую в круг должностных обязанностей;
  • Порядок формирования ФЗП на надбавки стимулирующего характера;
  • Полномочия образовательного учреждения при введении нормативного подушевого финансирования;
  • Регламент участия органов общественно-государственного управления.

Аннотированный перечень нормативных правовых актов города Москвы по введению новой оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ) в городе Москве

№№ п.п.

Наименование документа

 

Краткое содержание

Сроки разработки

Сроки введения в действие

  1.  

Закон города Москвы от 20.06.2001г. № 25 «О развитии образования в городе Москве»

Устанавливает меры социальной поддержки работников системы образования, в том числе виды надбавок, доплат и повышений к заработной плате

 

17.08.2001г.

  1.  

Закон города Москвы от 15.12.2004г. № 86

«Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы»

Установлены понятие и состав городской системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы; предусмотрено принятие Правительством Москвы отраслевых тарифных систем оплаты труда для оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы отдельных отраслей с учетом их особенностей.

 

01.01.2005г.

  1.  

Постановление Правительства Москвы от 19.07.2005г. № 523-ПП

"О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы"

В разделе 1 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы установлены отраслевые условия оплаты труда работников государственных образовательных учреждений города Москвы.

 

 

01.08.2005г.

  1.  

Постановление Правительства Москвы от 19.07.2005г. № 524-ПП «Об установлении повышающих коэффициентов к месячной тарифной ставке (окладу) работникам отдельных государственных учреждений города Москвы»

 

Устанавливает повышающие коэффициенты к месячной тарифной ставке (окладу) отдельным категориям работников государственных учреждений города Москвы

 

19.07.2005г.

  1.  

Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 N 912-ПП

"О порядке расчета оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы"

 

Устанавливает порядок оплаты труда по основным должностям работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к ним, и (или) отнесение работ по их сложности к квалификационным группам

 

 

01.01.2005г.

  1.  

Постановление Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП

«О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»

Предусмотрено увеличение фонда оплаты труда работников системы Департамента образования города Москвы; увеличение размера доплаты молодым специалистам из числа педагогических работников государственных образовательных учреждений города Москвы в течение первых 3-х лет работы

 

 

   23.03.2004г.

 

 

  1.  

Постановление Правительства Москвы от 19.12.2006 N 1007-ПП

«О проекте московского трехстороннего соглашения на 2007 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)»

 

 

Устанавливается городской минимум оплаты труда с 1 мая 2007г. (5400руб.) и с 1 сентября 2007г. (6100руб.) Предусматривается поэтапное повышение заработной платы.

 

 

   19.12.2006

 

  1.  

Приказ Департамента образования города Москвы от 05.05.2006г. № 256 «Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников образовательных и иных учреждений системы Департамента образования города Москвы»

 

С 1 мая 2006г. увеличены тарифные ставки (оклады) ЕТС работников образовательных и иных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

 

   05.05.2006г.

  1.  

Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2006г. № 535 «Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников образовательных и иных учреждений системы Департамента образования города Москвы»

С 1 сентября 2006г. увеличены тарифные ставки (оклады) ЕТС работников образовательных и иных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

 

30.08.2006г.