Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
В этом форуме обсуждается тема "Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов". Перед обсуждением, пожалуйста, прочитайте материал "Современная школа сегодня и завтра" (Курнешова Л.Е., первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, д.п.н.)
Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемые коллеги! Спасибо за содержательные материалы, которые предложены для обсуждения! В докладе "Современная школа сегодня и завтра" мне очень понравился тезис о необходимости развития проектной дейтельности: "К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и пр. Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др." Большая просьба: дать адреса такого опыта в Интернете. Спасибо! Иван Сергеевич Белов, учитель химии, Московская область
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Спасибо за Ваш вопрос и участие в конференции - для нас важно отношение и интерес каждого участника. По вопросам проектной и исследовательской деятельности учащихся можем предложить Вам общение с Александром Владимировичем Леонтовичем, директором Дома научно-технического творчества детей и молодежи г. Москвы, доцентом кафедры педагогики МИОО, к.п.н. по адресу: [email protected]
1.журнал «Исследовательская работа школьников» http://irsh.redu.ru/news.html
(в разделе ссылки найдете полезную информацию)
2.http://rl-online.ru/articles/4-03/243.html
3.http://www.fondgp.ru/gp/personalia/1990/16
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемые коллеги! Спасибо за содержательные материалы. Отрадно, что направления, заявленные в тезисах к докладу "Современная школа сегодня и завтра" полностью совпадают с перспективами деятельности нашего института (РО ИПК и ПРО) по развитию системы методического сопровождения модернизации образования. Проблематика тезисов отразила важнейшие направления методической работы, которые обсуждались на августовских педагогических конференциях Ростовской области. Я представляю кафедру общественных дисциплин и хочу остановиться на проблеме формирования новой генерации учителей. Понятно, что эта проблема - комплексная, уходящая корнями в общекультурную подготовку личности, профессиональное образование педагога. Но на этапе повышения квалификации безусловно возможно качественно изменить ситуацию. В рамках стратегии инновационного развития региональной системы образования кафедра общественных дисциплин развернула системную работу по выявлению эффективных образовательных практик, по оптимальному вовлечению победителей конкурсов Приоритетного национального проекта "Образование", конкурса "Учитель года" в процесс распространения технологий достижения нового качества школьного исторического и обществоведческого образования. Сложившаяся в области региональная система оценки качества образования (РСОКО), в рамках которой работает институт, способствует формированию и оформлению новых образовательных потребностей, инициированию и стимулированию профессионального развития, новых профессиональных компетентностей учителей истории и обществознания. В учебно-тематический план курсового повышения квалификации введены модули "Методики формирования критического мышления на уроках истории и обществознания", "Использование информационных технологий в системе преподавания истории и обществознания" и др. Переход на модульный принцип построения образовательных программ повышения квалификации позволил в значительной мере создать условия для индивидуализации повышения квалификации.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Ольга Григорьевна, ваш опыт чрезвычайно интересен для развития системы повышения квалификации педагогов, хотелось бы познакомиться с ним подробнее, благодарим за участие в конференции
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемые коллеги! Я представляю кафедру математики и естественных дисциплин РО ИПК и ПРО. В системе обучения взрослых сотрудники нашей кафедры одной из основных задач считают переориентацию учителя как учителя-предметника с узко-предметным взглядом на свою деятельность с главной ценностью "предмет и его содержание" на учителя-педагога, в системе деятельности которого становится главным человек и культура его осмысленной самостоятельной деятельности над содержанием предмета. Обретение нового смысла образования учителю массовой школы дается нелегко в условиях итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Вот почему в условиях становления новой деятельностной парадигмы CBE-образования в России, основанной на новых ценностях как социальных результатах образования (как отмечено в тезисах к докладу, это российская гражданская идентичность и стремеление к консолидации общества и современные компетентности на уровне общемировых требований к человеческому капиталу ...), особенно остро встает вопрос о системе оценки качества деятельности субъектов образования на всех уровнях, в том числе деятельности учителя и ученика массовой школы. Понятно, что учителю массовой школы в условиях введение ФГОС-2 необходима системная научно-методическая помощь в его деятельности, направленной на обновление целеполагния и содержания каждого урока, а также на изменение оценочной деятельности учителя, который принимает и пытается на практике реализовать новые ценности образования. В институте повышения квалификации создаются условия для профессионального роста и торческого развития учителей: мастер-классы, фестивали, стажерские практики, конкурсы творческие группы, пилотные и экспериментальные площадкт по апрбации новых идей, методик, программ, УМК и т.п. и, конечно, дополнительное профессиональное образование (краткосрочные и длительные курсы), осуществляемое на основе ценностно-смыслового, компетентностного и личностно-деятельностного подходов. Особое место в системе организации взаимодействия кафедры и отдела математики и естественных дисциплин занимает проводящийся уже три года накануне Дня учителя на базе нашего института ежегодный региональный Фестиваль-Конкурс "Учитель профильной школы", результаты которого свидетельствует о продуктивности совместной деятельности сотрудников кафедры, иснтитута и педагогов области. Подробнее о Фестивале можно узнать на сайте института WWW.ipkpro.aaanet.ru в рубрике "Новости". Соглашаясь с позицией обновления системы оценки с учетом новых акцентов, отмеченных в тексте доклада, хочется подчеркнуть два момента. Первое, необходимо принятие на официальном уровне решения об оценочной политике в сфере образования. Второе, необходимо обеспечить выполнение наиважнейшего в контексте обсуждаемого вопороса тезиса Концепции ФГОС-2 о том, что в стандарте нового поколения на первое место выходят требования к результатам образования, которые должны быть четко и однозначно понимаемы и на уровне специалистов, и потребителя. А для этого необходимо прописать понятным языком надпредметные, личностные и предметные результаты обучения в каждом предмете, а также разработать соответствующие измерители. Естественно, что решение рассмотренных выше вопросов будет способствовать созданию оптимальных условий успешной реализации национальной инициативы "Наша новая школа".
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемая Любовь, спасибо за участие в конференции, представленная Вами информация чрезвычайно интересна, надеемся на установление контактов и сотрудничество
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
В статье "Современная школа сегодня и завтра" отражаются вопросы, связанные с внерением ФГОС второго поколения. Согласны с тем, что необходима продуманная система управленческих мер на всех уровнях. В Ростовской области апробация материалов ФГОС-2 проходила в течение 2008-20098гг. На основе материалов Российской академии образования нами разработана модель деятельности образовательного учреждения в условиях введения новых стандартов. Модель определяет последовательность и содержание деятельности образовательного учреждения по введению нового стандарта общего образования на первой ступени школы (начальная школа). Модель предусматривает 5 этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения её в соответствие с требованиями нового стандарта. Если вас заинтересовала данная модель, оставляем свой электронный адрес
Пожидаева Татьяна Фёдоровна, к.п.н., начальник отдела начального образования РО ИПК и ПРО
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемая Татьяна Федоровна, вопрос апробации Стандартов нового поколения сегодня очень актуален. Нам очень интересен Ваш опыт и мы готовы делиться своим. В Москве ведет работу экспериментальная площадка, которая включает в себя 200 школ города Москвы и ведет работу по апробации стандартов начальной школы - это Мероприятия МИОО по повышению квалификации и методической поддержке для пилотных школ, реализующих новый стандарт НОО в 2009/10 уч.году . Данная система включает в себя повышение квалификации учителей (Занятия проводятся 1 раз в неделю в объеме 72 часа), методическое сопровождение (Семинары — 1 раз в месяц, Открытые уроки — 1 раз в месяц) и содержательную работу с администрацией школ (Организационно-педагогическое сопровождение). В этом году 5 ноября 2009 года также мы проводим Практическую конференцию «Реализация стандартов второго поколения в пилотных образовательных учреждениях города Москвы» Данная конференция является установочной в серии меропрятий МИОО по повышению квалификации и методической поддержке для пилотных школ города Москвы, реализующих новый стандарт НОО в 2009/10 уч.году. Методическое сопровождение включает в себя программу повышения квалификации в области профессиональной ИКТ-компетентности учителя и ежемесячные семинары по новым результатам освоения основной программы НОО. На каждом семинаре рассматривается два вопроса. Первый из них связан с достижением конкретных предметны результатов и их оцениванием, а второй с формированием универсальных учебных действий в данном предмете. Для директоров и заместителей директоров предусмотрены лекции и семинары по тематике, соответсвующей их функционалу в реализации ФГОС НОО. Если сотрудничество в данной области Вас заинтересовало, пожалуйста, пишите!
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рад возможности поучаствовать в конференции, посвященной обсуждению столь важных и актуальных с точки зрения модернизации системы образования вопросов и проблем! Несомненно, введение образовательных стандартов нового поколения влечет за собой существенные, точнее говоря, комплексные изменения в системе оценки качества образования. В то же время, приведенный автором доклада тезис "переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования" кажется немного неоднозначным. Контроль (результатов обучения) имеет непосредственное отношение к управлению качеством образования, так как призван обеспечить обратную связь между учителем и обучающимися с точки зрения достижения цели обучения. Другой разговор, что контроль зачастую завершается лишь выставлением отметки в журнале без последующего анализа, оценки уровня достижения цели обучения (как учителем, так и обучающимися) и причин, мешающих в полном объеме освоить учебный материал, систему действий, соц. опыт и т.д. Еще сложнее ситуация с точки зрения решения воспитательных, развивающих задач обучения. Здесь без введения четкой и однозначной системы измерителей реализацию ФГОС-2 представить действительно сложно. В отношении системы измерителей качества - во время одного из обсуждений результатов реализации КПМО, на котором удалось поприсутствовать, один из докладчиков указал на тот факт, что у учителей-лауреатов различных конкурсов ученики порой плохо сдают ЕГЭ. "Таким образом, появляются вопросы относительно качества работы данных педагогов." - резюмировал докладчик. Однако, вопросов о корректности использования результатов сдачи учащимися ЕГЭ как основополагающего показателя качества работы педагога у коллеги почему-то не возникло. А ведь, например, процедура аттестации (аккредитации) учебных заведений, предусматривающая проведение подобных ЕГЭ испытаний для учащихся, но имеющая иную целевую ориентацию, дала бы более валидные с точки зрения оценки качества работы педагога результаты... Абсолютно согласен с автором тезисов и участниками обсуждения, что необходимы изменения в системе повышения квалификации и переподготовки - и в отношении целей и содержания, и в отношении форм осуществления. В Новосибирском ИПКиПРО хорошо зарекомендовала себя система межкафедрального взаимодействия, когда при проведении курсовой подготовки специалистами одной предметной области (кафедры) привлекаются специалисты других подразделений. Так реализуются модули по применению ИКТ в обучении химии, физике, математике, биологии и др. Имеется опыт проведения самоконтроля слушателей курсов при помощи средств компьютерного тестирования (AST, авторское ПО). Также создаются кейсы и модули для дистанционного сопровождения курсов, ведутся работы по созданию видеостудии для проведения конференций и видеовещания в web. На сегодняшний день система повышения квалификации видится не просто накопительной, модульной, гибкой, но и в определенной мере дистанционной, когда вариативные модули осваиваются "на местах" или в ММЦ (но не кейсово, а "on-line"). Учитывая протяженность Новосибирской области, такой подход еще и экономически выгоден. С целью расширения коммуникативных возможностей участников образовательного процесса, обмена мнениями и опытом в области реализована Новосибирская открытая образовательная сеть. Интересен проект дистанционного сопровождения профильного обучения школьников г. Новосибирска и НСО. Поскольку речь зашла об ИКТ в повышении квалификации, хочется отметить такую проблему: педагогические вузы и ИПКиПРО, будучи государственными бюджетными организациями, почему-то не попали в список учреждений, которым поставляются комплекты типа "Первая помощь" 1,2; базы ЦОР, электронные учебно-методические материалы. В итоге возникает парадоксальная ситуация - чтобы оказать учителю методическую помощь, дать рекомендации по настройке и применению программных средств учебного назначения, нужно для начала "добыть" заветный диск с программой или разыскать ее в Сети (если она свободно распространяема) для детального изучения. Собрать аналогичный комплект (даже закупив нужное ПО) весьма затруднительно, поскольку существует масса нюансов по ограничению функциональности "школьных" версий. А устанавливать для проведения курсов позаимствованное в школах ПО не позволяет лицензионное соглашение. Привлечение опорных школ проблему все равно не решает... Аналогичная ситуация складывается и в других предметных областях - с комплектами учебных пособий, с современным "цифровым" учебным оборудованием. Учитывая роль ИКТ, пед. вузов и ИПК в повышении уровня профессионализма учителя, очень интересно узнать, есть ли примеры решения данной проблемы. С уважением, зав. каф. ИТвО НИПКиПРО, доцент каф. ЧДПП НГПУ Валов Андрей Михайлович
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемый Андрей Михайлович! Вы в своем выступлении затронули очень важную проблему: "Педагогические вузы и ИПКиПРО, будучи государственными бюджетными организациями, почему-то не попали в список учреждений, которым поставляются комплекты типа "Первая помощь" 1,2; базы ЦОР, электронные учебно-методические материалы". Считаю, что следует включить в итоговый документ конференции просьбу решить этот вопрос на федеральном уровне. С уважением, В.Лещинер, проректор МИОО
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемые коллеги, на мой взгляд, сегодня уже ни у кого не должно остаться сомнений в том, что современные требования к уровню образования и образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым (школьным) образованием: формальное базовое образование все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании. Поэтому имеет смысл обсудить вопрос о роли дополнительного образования детей в школе.
В последнее время все чаще стали предпринимать попытки преодоления унифицированности школьного образования и расширения его разнообразия за счет использования возможностей и ресурсов дополнительного образования. Но в то же время наблюдение за тенденциями развития дополнительного образования детей в последние годы приводит к крайне противоречивым чувствам: дело в том, что люди, формирующие государственную образовательную политику, к сожалению, не в полной мере понимают ту роль, которую играют учреждения дополнительного образования, и, как правило, занижают ее. Возможно, сложившаяся ситуация – это результат недостаточной пропаганды достижений этой системы. Зачастую – это взгляд на дополнительное образование как на традиционную внешкольную работу. А чаще всего – это объективные трудности в преодолении стереотипа вторичности в отношении дополнительного образования. В довершение всего, представления о нормах деятельности педагогов-внешкольников создают впечатления неконкретности, а порой и примитивности решаемых ими профессиональных задач. Организация дополнительного образования в школе становится продолжением и учебного процесса, и самообразования, и производственной практики, что обеспечивает право ребенка и его родителей стать реальными заказчиками образовательных услуг, самим определять содержание, формы, методы и темп образования, а это, по существу, и есть реализация субъектной позиции в образовании. Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе, в силу чего при его организации возникает много вопросов и допускается много ошибок, связанных с недопониманием миссии «дополнительного образования детей», с попыткой сохранить идеологию внешкольного воспитания при полном игнорировании образовательной функции новой педагогической практики: устоявшиеся в сознании некоторой (возможно, большей) части педагогической общественности представления о роли, функциях и результатах деятельности бывших внешкольных, а ныне – учреждений дополнительного образования детей, преодолеваются с трудом. Нацеленное на удовлетворение разнообразных потребностей детей, создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности, дополнительное образование актуализирует работу школы в интересах ребенка, содействует развитию его индивидуальности. «Так, - замечает И.Н. Семенов, - со временем сформировались общеизвестные преимущества «дополнительного»: ориентация на творчество, свободное посещение, гибкость и актуальность программ, соответствие индивидуальному интересу, гуманность взаимоотношений и сотрудничество, разновозрастность детских коллективов, многообразие предложений форм образовательной деятельности, добровольность выбора этих форм, мотивированность обучения, опора на самоопределение, отсутствие формализма, открытая и неформальная образовательная среда» (Семенов И.Н. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования//Новые ценности образования, выпуск 4(28), 2006. – с.4). Основное и дополнительное образование по существу выступают как взаимодополняющие друг друга, равноправные компоненты обучения, воспитания и развития личности, и должны стать таковыми на самых разных уровнях – от общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей признана на законодательном уровне) до каждой конкретной школы. Дополнительное образование сегодня все более активно проникает в основное образование, без сомнения, улучшая его качество, так как обладает значительным образовательным, к сожалению, в достаточной мере не востребованным. Можно говорить о «закономерности влияния дополнительного образования на основное и открытости границы, через которую новые образовательные идеи и формы перетекают из дополнительного пространства в основное». Проявления взаимодействия основного и дополнительного образования стали уже привычны:
Дополнительное образование присутствует в укладе практически всех школ г.Москвы, работающих как в режиме полного дня, так и в инновационном режиме, становится частью единого образовательного пространства, включено в учебный план, определяет индивидуальное развитие учащихся. Это свидетельствует о том, преодолевается искусственное разделение образования на важное и неважное, на обязательное и необязательное.
Бесспорно, что для того, чтобы говорить об образовании и образованной личности, необходимо рассматривать совокупное воздействие на учащихся разных социальных институтов: школы, дополнительного образования, социума. Не надо делить образование на важное и неважное, на нужное и ненужное, на главное и второстепенное. Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия, а также способствует формированию индивидуальной свободы личности, поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность. Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. У детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, в связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников. Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней, создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей, знающих друг друга, в единый школьный коллектив. Появление же корпоративного духа школы, ее восприятие как особого, «нашего» мира со своими ценностями и порядками, имиджем и атмосферой – это, на наш взгляд, основа личностно-ответственного отношения детей и подростков к учебе и коллективу сверстников. Наконец, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодежи, ее переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса.
В свете развернувшейся дискуссии, понятно, что федеральные государственные образовательные стандарты при всей их проработанности не смогут учитывать особенности всех детей, а при разумном использовании уникальных возможностей дополнительного образования обучение в школе можно сделать более личностно ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей, внести вклад в обеспечение вариативности начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут стать прямым продолжением основных образовательных программ, существенно изменив (углубив, адаптировав) их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки. В принципе, основные и дополнительные программы не могут сильно различаться по содержанию, а их различие находится в плоскости индивидуального выбора, который и является «продолжением обязательных программ, открытых для индивидуального структурирования и интерпретации». Они могут быть различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, культурологической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной. Дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам, формируя к ним повышенный интерес; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; приближают содержание базового образования к насущным потребностям общества и личности; реально адаптируют детей к определенным аспектам жизни в современных условиях. Применение же в процессе предметного преподавания в школе специфических методов и приемов дополнительного образования может значительно повысить мотивацию обучения школьников. Дополнительное образование обладает значительным потенциалом для решения задач профильного обучения в 10-11 классах и предпрофильной подготовки в 8-9 классах, что вытекает из приказа министра образования РФ«Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение в конкретных школах может осуществляться за счет «привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений». Одним из таких ресурсов предлагается кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей. Понятно, что для разработки элективных курсов у педагогов должны быть сформированы определенные навыки. Подавляющее же большинство школьных учителей привыкло работать по стандартизированным программам, использовать готовые учебники и соответствующие дидактические материалы. В системе же дополнительного образования детей уже с 1992 года педагоги сами создают образовательные программы, которые можно использовать как самостоятельные элективные курсы или как ориентиры для их разработки, поэтому следует использовать потенциал педагогов дополнительного образования и разработанные ими дополнительные образовательные программы. При этом важно подчеркнуть, что разнообразие программ, реализуемых в этих учреждениях, может составить основу элективных курсов практически любого профиля – от естественно-математического до гуманитарного.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемые коллеги! Спасибо за актуальную информацию, которая прозвучала на форуме. Направления, отмеченные в тезисах к докладу, близки и понятны сотрудникам нашего института (ГОУ ДПО (ПК) С «ИПКРО РА»), деятельность которого направлена на совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в условиях модернизации образования. Республика Алтай наряду с другими регионами вступила в эксперимент по КПМО. Наш институт продолжает реализацию компетентностного подхода в повышении квалификации работников образования. Курсы выстроены по модульному принципу. Кроме этого предлагаются такие формы, как дистанционные курсы по ИКТ, современным образовательным технологиям, командное обучение на базе образовательных учреждений. Одной из важнейших составляющих обновленной модели повышения квалификации является вовлечение лучших учителей и школ-победителей в рамках ПНПО в систему повышения квалификации. Созданы ресурсные центры и стажерские площадки. Соглашаясь с тезисом о том, что качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей, уверены, что немалую роль в этом играют и ИПК. Валентина Васильевна Модорова, ректор Государственного образовательного учреждения повышения квалификации специалистов «Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай»
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Уважаемая Валентина Васильевна! Действительно, повышение квалификации, особенно в области ИКТ-компетентности имеет сегодня огромное значение для всех нас. В нашем институте проводятся не только дистанционные курсы повышения квалификации, но и ведется ИКТ-поддержка очного обучения по 63 модульным дисциплинам. Работа ведется на портале learning.9151394.ru, на портале более 30 000 учителей Москвы и регионов России. Разные направления наших курсов: работа с учебным оборудованием или освоение новых технологий, ИКТ-компетентность учителей или повышение педагогического и методического мастерства и пр. В каждом курсе имеются: лекции, инструкции, дополнительные материалы, задания, тесты, форумы и пр. Лекции и мастер-классы создаются в информационной среде и позволяют узнавать или закреплять новый материал, осуществлять проверку знаний. Содержат понятные инструкции и помогают в учебе. Встроенная система тестов позволяет осуществлять объективную проверку знаний. Можно исправить ошибки и получить максимальный результат. Система хранит информацию об ошибках и помогает вести работу с каждым учителем индивидуально. Сведения по каждому типу заданий хранятся
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
РО ИПК и ПРО, Центр модернизации общего образования Иванова Надежда Борисовна В Ростовской области создана сеть областных экспериментальных площадок для оперативного управления, мониторинга результативности и эффективности инновационной деятельности, обеспечения взаимодействия образовательных учреждений и трансляции лучших педагогических и управленческих практик. Инфраструктуру функционирования, обновления и распространения опыта создает Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Основные характеристики сопровождения сети – инструментальность, технологичность, публичность. Координацию данной работы осуществляет Центр модернизации общего образования. Он обеспечивает информационно-технологическое обслуживание сети, разрабатывает механизмы оценки качества представленных результатов, предлагает варианты адаптации образовательной практики, готовит статистические и аналитические материалы по деятельности сети областных экспериментальных площадок. Инновационный проект реализуется площадкой в течение трех лет. Это позволяет приобрести опыт проектного управления и достигнуть качественных преобразований. Сетевое взаимодействие организовано по двум направлениям. Первое имеет нормированный характер: регламенты присвоения статуса, отчетности, экспертной оценки результативности. Второе предполагает деятельность клубного характера. Добровольные участники клуба «Импульс» активно транслируют свой опыт, объединяют усилия для решения проблем, организуют PR -кампании для формирования имиджа, позиционируют свое участие в развитии региональной системы образования. Наш клуб – это профессионально-общественная площадка для добровольной массовой экспертизы, куда приглашаются специалисты института, представители разных структур социума. Основная цель в этой работе – создание реальной среды для творческой деятельности в сфере образования и массового движения к обновлению. Выстраивание сетевой структуры по четырем уровням практической, исследовательской, экспертной и научной работы позволяет расширить педагогическое сообщество и подойти вплотную к созданию инновационного комплекса в сфере образования, который обеспечит системное массовое движение к Новой школе.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Надежда Борисовна, большое спасибо за представление своего опыта. Можно ли где-то в сети с ним ознакомиться? Как осуществляется мониторинг? Какие инструменты Вы используете?
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Надежда Борисовна, Ваш опыт очень интересен, я думаю, для всех регионов, которые включены в инновационную работу, так как важно не только разрабатывать инновации и экспериментировать, но и изучать, обобщать, описывать и распространять такой опыт. Конечно, хотелось бы познакомиться с Положением о Центре модернизации общего образования, его регламентом работы, документацией и подходами к экспертизе результативности.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Говоря о системе дистанционного повышения квалификации, поднятой коллегой из Новосибирска, не могуне затронуть проблему нормативного обеспечения е функционирования. По существующим норативным актам по расчету контингента обучающися в системе повышения квалификации 1 очный слушатель приравниватся к 25 заочным (т.е. дистанционным). Однако трудоемкость работы преподавателей в дистанционном режиме значительно выше, чем в очном (если, конечно, организовывать его качественно, а не просто ограничиваться рассылкой материалов по электронной почте и сбором отчетных работ со слушателей). Такое соотношение делает невыгодным дистанционное обучение. При существующей системе дистанционное обучение должно включать в себя сетевые конференции, семинары, лекции и др. по сути своей очные формы, для того, чтобы представлять собой очное обучение. Однако не все слушатели располагают такими возможностями. Думаю, что настала пора пересмотреть нормативную базу дистанционного обучения и приравнять его формы к очным, а контингент обучающихся рассчитывать также, как контингент очных курсов.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Перспективы развития системы методического сопровождения модернизации российского образования: опыт регионов
|
|
Согласна с Андреем Бондовичем - нормативно-правовая база - это основа функционирования любой социальной системы: надо знать по каким правилам и нормативам организовывать работу.Отсутствие нормативной основы порождает много самодеятельности и , соответственно, ошибок. Особенно важным считаю необходимость развивать дистанционные формы в дополнительном профессиональном образовании, так как оно имеет очевидные преимущества: 1. При дистанционном обучении слушатель курсов не обязан просиживать определенное время в аудиториях учебного заведения - для получения знаний достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет. Таким образом, предоставляется возможность ему самому выбирать, когда и в каком объеме осваивать учебный материал. 2. С помощью дистанционного образования можно освоить разные профессии, хотя не все специальности приобретаются виртуально. 3. Учиться дистанционно может любой, но особенно эффективна такая форма получения знаний для занятых педагогов, а также ограниченных в передвижении и географически удаленных от столиц людей. Проживая в самой отдаленной местности, можно повысить квалификацию в московском вузе. Этот очевидный перечень можно продолжать, но главное заключается в необходимости поддержки и развитии дистанционного обучения в доп.проф.образовании
Показать сообщение-родителя | Ответить
|