ИКТ-компетентность методиста
|
|
Уважаемые коллеги! Важную роль играет системная подготовка методистов-предметников к применению современных методов работы, создание условий для приобретения новых компетентностей, соответствующих передовым научным и техническим достижениям, и повышения квалификации в области общепедагогической и методической деятельности. Методист должен играть ведущую роль в подготовке учителя к применению ИКТ на уроке, осуществлять своевременную методическую поддержку и мониторинг эффективности применения ИКТ-технологий учителем. Одним из индикаторов успешности информатизации системы образования является ее влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся, педагогов и методистов. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в общеобразовательной школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы. Для нас формирование ИКТ-компетентности представляет собой не только формирование технологических пользовательских умений методических работников. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для своей повседневной методической работы, что, безусловно, будет отражаться на эффективности всей деятельности. Мало только уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями – все это давно стало устойчивым навыком среднего школьника и все в большей степени учителя. Для методиста важно также уметь организовывать деятельность учителя и способствовать эффективному и педагогически целесообразному применению ИКТ-технологий на уроке, необходим постоянный мониторинг своей и учительской работы, и все это, помимо традиционных общеметодических и частнометодических квалификационных характеристик. Мы ведем систематическую работу по поддержке, повышению квалификации и аттестации методических работников в области ИКТ-компетентности. Готовы делиться опытом. А как решаются данные вопросы в вашем регионе?
Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Возникает целый ряд вопросов. Можно ли сказать, что каждый специалист, который пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное общество? Эффективна ли организаторская работа методиста? Не до всех вопросов руки доходят. Какой у Вас опыт? Шпырева Тамара Александровна, г. Пермь.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Уважаемая Тамара Александровна! Пока на все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В большинстве методических центров компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок или калькуляторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме, вместо использования его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, исследовательской работе и пр. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов, на которые должен обращать внимание учителя методист. У нас формирование информационной компетентности методиста представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда методист становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ-технологий для решения профессиональных задач. К числу профессиональных задач методиста относятся оказание методической помощи учителям, повышение квалификации учителей, контроль за ходом и результатами образовательного процесса, обобщение и систематизация педагогического опыта, организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. ИКТ-технологии призваны вывести решение этих задач на качественно новый уровень в полном соответствии с тем, как влияет процесс компьютеризации всех сфер человеческой деятельности на решение профессиональных задач каждым специалистом. В процессе формирования ИКТ-компетентности методиста можно выделить два основных направления: компетентность методиста в применении ИКТ-технологий собственно в своей профессиональной деятельности (в процессульно-организационном аспекте) и в формировании ИКТ-компетентности учителя. Выявление структурных компонентов ИКТ-компетентности в рамках этих направлений и разработка обобщенных способов их формирования представляет собой важную задачу. Решение данной задачи далеко от завершения, поскольку требует подготовки методиста на основе деятельностной концепции профессиональной подготовки
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Уважаемые коллеги, я думаю, что Вам интересно будет познакомиться со статьей М.С. Цветковой "Компетенции педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе" - http://metodist.lbz.ru/files/Elizarov/kompetention_pedagogs.doc Прикреплю эту статью отдельным файлом/вложением
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Юлия Владимировна, для меня очень познавательной в этом вопросе оказалась ваша статья "Как много ждут от методиста" (Учительская газета Москвы) - http://www.ug.ru/?action=topic&toid=5976&i_id=62 Думаю, что и коллегам будет полезно ее прочитать
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
По совету Л.Н. Буйловой познакомилась со статьей, опубликованной на сайте Учительской газеты. Действительно, очень полезная статья. Всем ее буду рекомендовать для ознакомления!
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Любовь, статья полезная, интересная и, главное, содержательная. К сожалению, в регионах об этом можно только мечатать. Не везде такие службы созданы или адекватно работают. Хорошо, что на Вашем сайте можно получать помощь, педагогическую и методическую. Как бы довести до руководства Регионов весь ваш опыт. Ведь все есть, многое готово к внедрению... Но не все работает. Возможно должны приниматься какие-то административно-управленческие решения для обязательного включения в работу методистов-руководителей. На кого нам еще надеяться? Юлия Владимировна, кому подчиняется методист в Москве? Что заставляет его осваивать новые технологии, подходы и совершенствовать свою работу? Методист проходит аттестацию? С уважением, Шипилова Татьяна Вячеславовна, учитель химии, город Екатеринбург.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Татьяна Вячеславовна! Вы писали: «Как бы довести до руководства Регионов весь ваш опыт». Я думаю, Вам близка будет идея о создании межрегиональной информационно-образовательной системы, обсуждаемой на этой конференции.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Татьяна Михайловна, что для этого нужно? Будет ли эта система создана в рамках данного проекта, например, на этом сайте или речь идет о чем-то ином? Как об этом узнать в Регионах? С уважением, Шипилова Татьяна Вячеславовна, учитель химии, город Екатеринбург
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Как я поняла из доклада А.Л. Семенова, представленного на этой конференции, идея создания этой системы сейчас прорабатывается. И, ВОЗМОЖНО, она будет реализовываться в рамках следующего проекта. А настоящий проект заканчивается, эта интернет-конференция подводит итоги 2-хлетней работы.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Татьяна Михайловна. Какова же судьба данного портала? Дальнейшее существование? Только мы раскачались С уважением, Шипилова Татьяна Вячеславовна, учитель химии, город Екатеринбург
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Уважаемая Татьяна Вячеславовна! Данный портал НЕ (!!!) закрывается. Завершаются работы по проекту "....поддержка регионов, внедряющих КПМО". А наше общение, я думаю, будет продолжаться. Есть еще столько проблем в нашей профессиональной сфере... Так хочется обмениваться опытом... Так что "не говорите мне "Прощай!"(цитата из песни)
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Друзья, я просто потрясена Вашими познаниями в области компьютерных программ и технологий. Рада за Вас и, особенно, за Ваших учеников и слушателей курсов ПК, с которыми вы работаете. Если учитель учится постоянно – его ученики обязательно будут успешными. Согласна, использование в работе ИКТ (на уроке, в контроле знаний, во внеклассных мероприятиях и т.д.) делает интересной, эффективной и более творческой преподавание и изучение всех предметов. В сети Интернет богатейший материал для педагогов, что расширяет их возможности. Я часто посещаю эти же сайты, и нахожу много интересного и полезного для себя.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: ИКТ-компетентность методиста
|
|
Можно говорить не только об ИКТ-компетентности методиста, но и других педагогических кадров, так как иформационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования: меняется характер жизни, возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – роль активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. В образовательных учреждениях наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база, расширяются знания пед.кадров в области информатики, на новый уровень выходят достижения учеников, которые участвуют в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах, тестировании; используют презентации, разрабатывают проекты при итоговой аттестации и выступают на конференциях и т.д. Повышение информационной компетентности учителей математики началось с обучения на курсах повышения квалификации (в том числе дистанционных). Мало научить педагогов базовым навыкам компьютерного пользователя, необходимо убедить их в эффективности применения ИКТ в практической деятельности, непосредственно на уроках и занятиях, наглядно продемонстрировать преимущества современных технологий. С этой целью проводились мастер-классы, открытые занятия, приглашали коллег на уроки математики в компьютерном классе. В помощь педагогам были составлены методические рекомендации «Применение информационных технологий на уроках математики». Поиску новых форм работы способствовала работа творческой группы по освоению интерактивной доски, действующая в течение прошлого учебного года. Учителя математики, будучи высококвалифицированными специалистами со сложившейся системой преподавания, имеющими стабильно высокие показатели качества образования, не побоялись встать на путь открытия новой для себя сферы. Постепенно освоив программное обеспечение, разнообразные функции интерактивной доски, работу с Интернетом, они стали регулярно использовать ИКТ в практической деятельности. У администрации не было сомнений, где устанавливать новую интерактивную доску – только в кабинет математики! Современное средство обучения значительно активизировало процесс внедрения информационных технологий на уроках математики, более 25% из них проводятся с использованием интерактивной доски, электронных учебников и презентаций, что позволяет говорить об определенных результатах. Наметились перспективы дальнейшей работы в связи с появлением большого количества сайтов цифровых образовательных ресурсов необходимо систематически отслеживать их содержание и пополнять коллекцию готовой электронной продукции. Работа с интерактивной доской дает возможность сочетать практически все способы применения ИКТ, поэтому разработка занятий с ее использованием наиболее эффективна. Все разработанные и накопленные материалы, надо экспертировать, а затем - пополнять банк совместных электронных продуктов, которыми можно будет делиться с педагогами других образовательных учреждений. Главное – использование информационных технологий не ради самих информационных технологий, а в соответствии с критериями целесообразности, эффективности и результативности.
Однако существует и ряд показателей, свидетельствующих о недостаточном использовании средств информационно-коммуникационных технологий учителями-предметниками: эпизодическое применение ИКТ в урочной деятельности, ограниченное использование электронных ресурсов (энциклопедий, учебников, тестовых оболочек и т.д.), отсутствие широкой практики работы в сети Интернет, недостаточное применение средств ИКТ в разработке методических и дидактических материалов. С какими проблемами сталкиваетесь вы, в какой помощи нуждаетесь - расскажите.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|