Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Уважаемые коллеги! Президентская инициатива «Наша новая школа» целиком и полностью посвящена только общему образованию, о дополнительном образовании речь в нем идет только в контексте изменения (улучшения) школьной инфраструктуры, одной из целей которого должно стать создание условий для качественного дополнительного образования обучающихся. Тем не менее решение поставленных задач по всем 5-ти направлениям развития в реальных условиях будет более продуктивным при взаимодействии общего образования с дополнительным, при организации не только их грамотного взаимодействия, но и при использовании накопленного потенциала дополнительного образования. Поделитесь своим опытом, как Вами используется потенциал дополнительного образования детей в решении этих актуальных проблем.
Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Считаю, что нельзя искусственно (при помощи обновления образовательных стандартов) внедрять неформальное (дополнительное) образование в формальное (общее). Среднестатистическая российская школа (типовой проект здания, работа в две смены) вряд ли в ближайшее время сможет создать "условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития". А внеаудиторная занятость учащихся скорее всего будет иметь не форму творческих занятий, а форму пресловутых обязательных факультативов по основным школьным предметам. О каком здоровье и о выращивании каких талантов можно говорить, когда объем свободного времени школьника среднего и старшего звена неуклонно приближается к объему свободного времени взрослого, работающего по 8 часов в день? Но тем не менее думаю, что при использовании потенциала учреждений дополнительного образования детей, которые располагают солидными ресурсами, школа может рассчитывать на серьезную помощь в решении поставленных правительством проблем.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Есть ли место дополнительному образованию детей в "Нашей новой школе"? Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своими мыслями по этому поводу. В настоящее время педагогической общественностью широко обсуждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которую следует рассматривать как стратегию и тактику развития российского образования, как один из ключевых факторов построения инновационной экономики в нашей стране. Главная задача, стоящая перед образовательным сообществом – создание условий для получения школьниками такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в бурно изменяющемся мире, поскольку становление юного гражданина России является содержанием, смыслом и целью всей образовательной политики. Очевидно, что дополнительное образование детей располагает большим потенциалом для решения поставленных задач. Педагоги вместе с представителями общественности, родителями и учащимися сейчас дискутируют о том, как сделать образовательный процесс максимально индивидуальным, чтобы помочь ребенку уже в школьные годы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В проекте «Наша новая школа» большое значение уделяется творческой деятельности детей: исследовательским работам, участию в кружках, учебных группах, спортивных секциях, творческих объединениях и т.д., то есть как раз в тех формах, которыми располагает дополнительное образование. Значит ли это, что оно перестанет быть второстепенным и займет достойное место в системе образования как по оплате труда педагогов, так и по общему финансированию этой системы? Второе направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает создание системы поддержки талантливых и одаренных детей, что созвучно с задачами, решаемыми дополнительным образование детей. Такая система в дополнительном образовании уже сложилась, а доказательство этому - победы воспитанников этой системы на всероссийских и международных творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях и олимпиадах. Для детей и подростков, занимающихся различными видами спорта, художественным творчеством, исследовательской работой, краеведением, туризмом регулярно организуются профильные лагеря. Отдельным направлением в стратегии выделена забота образовательного учреждения о здоровье школьников: внедрение здоровьесберегающих технологий образования и формирование у ребят заинтересованного отношения к своему здоровью. Приоритетным направлением здесь является физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в системе дополнительного образования, которая направлена на массовое вовлечение детей и подростков в активные занятия физической культурой и спортом. Кроме того, развивается процесс интеграции детей-инвалидов в образовательную среду вместе со сверстниками, расширяются возможности и доступность предоставления данной категории детей качественных образовательных услуг. Для детей-инвалидов, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, разрабатываются специальные образовательные программы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья. Новизна поставленных в «Нашей новой школе» задач, в центре которых стоит ребенок, его талант, его способности, применительно к образовательной практике придает особую значимость дополнительному образованию детей, которое имеет многолетний опыт разработки образовательных программ, апробации и внедрения новых образовательных технологий (в том числе исследовательской и проектной деятельности), работы с разными контингентами детей, укрепления и сохранения их здоровья, государственного общественного управления, самоуправления и так далее.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Я знаю, что при организации дополнительного образования в школе возникает много проблем, на которые обращают внимание контрольно-ревизионные органы при проведении проверок. НЕ могли бы Вы сказать, какие у нас могут возникать трудности и как можно их избежать?
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Ирина, вы правы: чтобы избежать ошибок, надо их предвидеть. Остановимся на наиболее типичных ошибках (их может быть больше), на которые организаторам этого вида образования нужно обратить внимание. Необходимо осознавать, что образование личности не может состоять из «основного» и «дополнительного», это единый целостный процесс, в котором очень сложно спрогнозировать приоритеты: что станет в итоге главным для учащегося?. Нередко школьное дополнительное образование находится в зависимости от базового образования и на занятия детских объединений прорабатывается тот предметный материал, который дети либо не успели «пройти» на уроках, либо плохо усвоили в силу трудности темы. В результате дополнительное образование превращается в простое продолжение обучения детей по базисным курсам. Между тем дополнительное образование своим содержанием «привязано» не столько к учебным программам, сколько к индивидуальным интересам детей, в связи с чем удовлетворяет многообразные познавательные, коммуникативные и иные потребности детей. Зачастую в школе этот вид образования осуществляют те же учителя-предметники, которые, как правило, не знают специфических особенностей дополнительного образования, продолжают привычную для них работу по своему предмету и выстраивают ее по классно-урочному принципу, действуя назидательно и принудительно, перенося подходы из традиционной школьной педагогики. В итоге вместо творческого занятия по интересам, где педагог выступает как мастер, организатор совместной с ребенком деятельности, а его воспитанник – как равноправный, но только менее опытный участник взаимодействия, ребенок снова, как и на уроке, оказывается в принудительном положении. В довершение всего такие занятия часто проходят в помещениях, не оборудованных под дополнительное образование, и тогда уже ощущение урока становится практически полным, а ведь дети мечтают с помощью дополнительного образования найти полезное для себя дело, приобрести практические навыки и умения, научиться зарабатывать деньги для удовлетворения своих нужд, стать участниками международных проектов и программ. Еще одна распространенная ошибка связана с тем, что педагоги часто работают без образовательных программ, имея в лучшем случае тематический план. Однако современное дополнительное образование отличается тем, что оно организуется по дополнительным образовательным программам, к которым предъявляются особые требования и без которой педагогу сегодня приступить к работе нельзя. И, наконец, очень часто приходится встречаться с тем, что школьное дополнительное образование не имеет нормативно-правового закрепления, что порождает неопределенность его статуса в школе, разночтения в правах и обязанностях педагогических работников, занятых в этой сфере, затруднения в вопросах сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей. Между тем школа должна иметь специальную статью о дополнительном образовании детей в уставе школы, лицензию ведение этой деятельности, самостоятельный локальный акт «Положение об организации дополнительного образования детей в школе», комплект дополнительных образовательных программ, пакет должностных инструкций на всех тех работников, которые заняты в этой работе, договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Любовь Николаевна! Как грамотно составить локальный акт «Положение об организации дополнительного образования детей в школе»? Является ли этот документ обязательным для школы? (я имею в виду школы, в которых организуются занятия по дополнительным образовательным программам). И еще: если при одной из проверок в школе обнаружатся какие-либо незначительные расхождения с СанПиН в плане организации занятий (например, увеличена периодичность или продолжительность занятий), может ли администрация школы ссылаться на этот локальный акт (а в нем будет зафиксирована и утверждена директором именно такая увеличенная продолжительность)?
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Локальные нормативные акты - это документы внутреннего пользования, которые учреждение и ли работодатель принимают самостоятельно в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Поэтому отсутствие или наличие "Положения" - выбор самого учреждения. Нормативное предписание, принятое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего распорядка). (Борисова С.А. и др. Словарь-справочник кадровика.-М., 2005) Помимо общих черт, присущих всем нормативным актам, локальный нормативный акт имеет некоторые специфические особенности: 1) он имеет подзаконный характер. Его основу составляют правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии с Трудовым кодексом локальные акты вместе с актами органов местного самоуправления замыкают общую систему источников трудового права; 2) работодатель выступает как основной субъект локального нормотворчества, который может принимать локальный нормативный акт в пределах своей компетенции. При этом в локальном акте воплощение воли работников, связанной с нормотворчеством, поставлено в зависимость от усмотрения работодателя. Локальные акты, специально не предусмотренные законодательством о труде, полностью находятся во власти работодателя, однако он должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников за два месяца до их введения; 3) локальный нормативный акт предназначен только для внутреннего использования в рамках конкретной организации. Локальные нормативные акты наиболее полно регулируют трудовые отношения конкретных работников. Это выражается в том, что при их помощи формируется содержание каждого конкретного трудового договора и устанавливается перечень информации о работниках. Работник в этом случае, помимо вознаграждения за труд, получает дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, которые получает за счет средств организации. Локальный нормативный акт устанавливает правила поведения, свойственные данной организации. Кроме того, в локальных актах могут закрепляться обычаи делового оборота (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения (проведение "планерок", выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (поздравления с праздниками и вручение подарков), этические нормы (приветствовать каждого клиента), эстетические нормы (фирменная одежда). Также одной из главных особенностей локального нормативного акта является сочетание интересов работников и работодателя посредством внедрения системы "сдержек" и "противовесов" сторон, которая содержится во внутренних актах. Взаимные обязательства и ответственность способствуют построению в коллективах более прочных и цивилизованных отношений. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Речь идет о СанПиН 2.4.4.1251-03. Настоящие СанПиН разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (ред. от 22.02.1997) "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1053). Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает выполнение СанПиН. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. Думаю, что контрольно-ревизионные органы не одобрят нарушения установленных норм. Но в каждом правиле бывают исключения...
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Любовь Николаевна! Спасибо за обстоятельный ответ. Но у меня теперь возникает другой вопрос: а зачем нужно создавать Положение об организации доп. обр-я в конкретной школе? Может быть нужно иметь просто набор нормативных документов (в т.ч. СанПиН). Ведь в этих документах уже все прописано, отступать от них нельзя...
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Думаю что вопрос о том, какие конкретно нормативные документы нужно принять по системе дополнительного образования в школе должно решать само образовательное учреждение. Важно, чтобы система работала, чтобы в ней были мотивированные и высокопрофессиональные кадры. А локальная нормативная база во многм зависит от мнения учредителя школы - какие он акты для этого требует - такие и следует издать.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
СанПИН носит рекомендательный, а не обязательный характер. Так например, в нём говориться, что в коллективе оптимально может находиться 10 человек, но не больше 15 человек, а в учреждении для этого коллектива есть кабинет, где могут разместиться только 7 человек одновременно. Второй пример, в СанПИНе говориться, что на плавательной дорожке может находиться до 15 человек, а педагог создает такую программу, которая очень интересна для образовательного учреждения и отвечает требования социального заказа региона, где на дорожке для достижения максимального результата должно быть меньше. Третий пример, в СаНПИНе говориться, что прием в коллектив с такого-то возраста, а к Вам пришёл педагог, который использует определённую методику (отдельный разговор), где возможно более раньнее знакомство с материалом. Именно для таких случаев каждое учреждение и должно определит, для чего им это ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Чаще всего этот вопрос возникает у ШКОЛ. По этому, что бы не мучаться, надо обратиться в ближайшее учреждение дополнительного образования, что бы они направили к Вам своего педагога дополнительного образования, где будет и правильно разработанная программа, и всё остальное. Так на филиалах более 20 школ ЮВА округа работают педагоги дополнительного образования от нашего учреждения дополнительного образования детей ГОУ Дворец пионеров и школьников им. А.П.Гайдара
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Дополнительное образование детей в "Нашей новой школе"
|
|
Полностью поддерживаю высказывание Любови Николаевны Буйловой. Однако, хотелось бы добавить следующее. На мой взгляд, дополнительное образование на базах школ (под этим понятием я подразумеваю Центры образования, Средние образовательные школы, гимназии, лицеи и прочие государственные и негосударственные образовательные учреждения, созданные для того чтобы наши дети получили обязательное образование в нашем государстве) в основе своей должны быть тем самым дополнительным и углублённым, что не получается охватить на отведённом в урочном плане времени, а не условием для подтягивания отстающего по предмету. Подтягивание может быть, но отдельно от дополнительного образования, возможно в платном варианте. Из опыта работы в учреждении дополнительного образования, могу сказать, что именно на основании дополнительных материалов к основным учебным школьным курсам и строится большее количество программ по дополнительному образованию связанному с химией, биологией, физикой, языками, компьютерной грамотностью, историей и пр. Ведь в рамках дополнительного образования, основанного на дополнительном материале к обязательной программе и можно сделать те опыты и эксперименты, которые на уроке ребёнок должен принимать за веру. Этот вопрос проще будет оформить в программу дополнительного образования любому учителю предметнику, согласно Примерных требований по составлению. Хуже обстоит дело, когда директор или в погоне за конкурсами для учреждений дополнительного образования, или с целью "прогиба" перед начальником окружного управления образования, или для компенсирования не высокого уровня обязательной работы начинает набирать педагогов дополнительного образования для организации или обучения игре на различных инструментах, или обучения сольному, хоровому пению, или создания спортивной секции. В данной ситуации для полноценного обучения нет ни условий, ни достойно составленных программ по дополнительному образованию, я уже не говорю об их серьезном рецензировании, ни правильного составления расписания работы, я уже не говорю о том, что не возможно набрать достаточное количество детей для хотя бы одного полноценного коллектива (без обязаловки) в школе.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|