Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного образования имеет почти двадцатилетнюю историю. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. От того, как наши дети будут подготовлены к новым информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личностная удовлетворенность своим местом в обществе, их творческая активность в профессиональной деятельности. Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса. В настоящее время вводится в строй значительное количество современных дошкольных образовательных учреждений, в оснащение которых входит средства ИКТ. Это дает возможность на базе этих учреждений организации работы по формированию содержания и технологий дошкольного образования с учетом применения ИКТ. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Знания информатики, как теории компьютерной практики, ребенку-дошкольнику не нужны. Компьютер и так повсеместно входит в жизнь ребенка. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений. За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего переставить, убрать, передвинуть. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. И прежде чем манипулировать образами на экране, ребенок обязательно проделывает требуемую операцию мысленно. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждения должны (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность. Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы. Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира. И если целесообразность использования компьютеров в ДДУ почти очевидна, то необходимость ИКТ-компетенции персонала, работающего в дошкольных учреждениях, до сих пор непонятна для администрации. Поставки компьютеров в детские сады в рамках компьютеризации учебных заведений не сопровождаются никакими рекомендациями и специализированными программами. Однако, курсы повышения квалификации МИОО не только позволяют не потерять время от поставки оборудования до его практического применения, но преодолеть внутреннюю нерешительность, помочь в поиске методики проведения занятий с ИКТ и составлении планирования.
Ответить
|
Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?
|
|
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
Анна! С большим интересом прочитала Ваше сообщение, поскольку мне близка работа с дошкольниками. Если позволите, я с Вами подискутирую... Вы пишите: "Целесообразность использования компьютеров в ДДУ ПОЧТИ (!!!) очевидна. Компьютер развивает..., влияет на ..." У меня создается впечатление, что Вы сомневаетесь в этой самой целесообразности. Я тоже не совсем понимаю, почему дошкольников усаживают за компьютер еще и в д/с, если он "и так повсеместно входит в жизнь ребенка" (цитирую Вас). Компьютер развивает моторику? А разве мало традиционных видов детской деятельности, которые ее развивают? - Рисование, настольные игры типа мозаик, паззлов и пр. Компьютер заставляет думать? А дидактические игры не заставляют? Может быть все-таки не стоит использовать компьютеры в ДОУ? С нетерпением жду ответа.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
В отличие от вас, я не специалист по дошкольноу образованию и информатизации. Но подходил бы к внедрению компьютера в дошкольное образоване с большой осторожностью. Надо, прежде всего, выяснить отношение к этому медиков и детских психологов. Как влият на столь юных пользователей копьютер, что происходит с детской психикой, когда она сталкивается с виртуальным миром, как влияет компьютер на органы чувств, общее развитие - эти вопросы следует изучить прежде, чем массово внедрить КТ в ДОУ. Тем более, что для развития дошкольника существуют и хорошо зарекомендоввавшие сея традиционные средства.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
Андрей Бондович! Полностью с Вами согласна. Хоть Вы и не "дошкольник", но выразили свое отношение к обсуждаемой проблеме достаточно четко, однозначно. В своем предыдущем послании я тоже попыталась усомниться в целесообразности использования компьютеров в д/с. Отрадно, что я не одинока в своих рассуждениях ...
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Я не сомневаюсь в целесообразности использования компьютеров в детских садах, возможно даже, наоборот, я сторонник использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса. Я - практик, педагог дополнительного образования, провожу занятия по тетрадям Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина "Раз-ступенька, два-ступенька...", курс ориентированный на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. В дополнение к этому я использую все имеющие дидактические ресурсы: ЛЕГО, спектра оборудование (математические кораблики, бусы, карточки КЛАРО, математические пирамидки, Палетти и т.д.), в том числе, и компьютер. Есть значительное количество ЦОРов, для занятий в детьми старшего дошкольного возраста. Я не ставила своей задачей давать сравнительную характеристику всех возможных средств, которые развивают моторику или заставляют думать. Мне хотелось показать положительную сторону, с моей точки зрения, использования компьютеров. Никто и не говорит, что детей нужно усаживать за компьютеры. Но если мы и не отрицаем " что он и так повсеместно входит в жизнь ребенка", то тогда встает необходимость формировать у детей правильное представление, что компьютер - это одно из средств для достижения определенных поставленных целей, а не игрушка.
Показать сообщение-родителя | Ответить
|
Re: Информационные технологии в ДДУ. Возможности и необходимость.
|
|
Анна! Вопрос, который Вы подняли, интересный и дискуссионный. Можете ли Вы привести конкретные примеры, каких педагогических задач можно достигнуть в группе ДДУ с применением компьютера? Каких новых образовательных целей можно достигнуть? Что можно сделать с компьютером, чего нельзя без него? Лизунова Мария, воспитатель, Москва
Показать сообщение-родителя | Ответить
|