Картинка участника Нина Петрова
продолжительность образовательных программ
от Нина Петрова - Понедельник 19 Октябрь 2009, 12:29
 

При составлении образовательной программы дополнительного образования детей педагог пользовался Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (ПисьмоДепартамента молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.2006 № 06-1616, например, для групп спортивного совершенствования заложено 24 часа в неделю.

Но ведь они идут в разрез с СанПиН и лицензионная служба не разрешает использовать такие программы? Посоветуйте, пожалуйста, как быть?

Ответить
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: продолжительность образовательных программ
от Любовь Николаевна Буйлова - Среда 21 Октябрь 2009, 17:38
 

Уважаемая Нина,

Служба лицензирования может что-то не разрешать или разрешать только на основе конкретных нормативных документов. Вам надо выяснить, чем они руководствуются? на какие документы ссылаются? Может быть приняты какие-то внутренние инструкции, которые устанавливают кол-во часов?

На мой взгляд, кол-во часов должно определяться педагогов, исходя из учета всех особенностей организации УВП: если это группы спортивного совершенствования, которые должны выйти на повышенный результат, то это должно быть обосновано в пояснительной записке программы педагога, согласовано на педагогическом совете учреждения и утверждено директором.

Re: продолжительность образовательных программ
от Ирина Перова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:47
 

Коллеги, читайте САНПиН

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 3.

Приложение 3
к СанПиН 2.4.4.1251-03

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ
ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

 N

Профили и отдель-

Наполняемость групп

Число

Продолжитель-

п/п

ные виды кружков

занятий

ность занятий

оптималь-

допусти-

в неде-

<*>

ная

мая

лю

 1.

Занятия техничес-

   10

   15

   2

2 по 45 мин.,

ким творчеством

с 10-минутным

(авиамодельный,

перерывом

судомодельный,

радиотехнические

и др.)

 2.

Занятия с исполь-

   10

   15

 1 - 2

2 по 30 мин.

зованием компью-

учащихся 1 - 5

терной техники

классов (7 -

10 лет);

2 по 45 мин. -

с 6 класса и

старше (11 -

16 лет)

 3.

Художественные

объединения де-

тей:

литературно-твор-

   10

   15

   2

2 по 45 мин.

ческие

театральные

   10

   15

   2

2 по 45 мин.

хоровые

   30

   70

   2

2 по 45 мин.

оркестровые

 от 10

  до 30

   2

репетиция -

около 3,5

час.,

внутренний пе-

рерыв - 20 -

25 мин.

музыкальные

  1/8

  1/12

 от 2

30 мин. (инди-

  <*>

  <**>

 до 3

видуальные за-

нятия), 2 - 3

по 45 мин.

(групповые)

бального танца

10 - 12

   45

   2

2 по 45 мин.

хореография

   10

   25

   2

2 по 30 мин. -

  <***>

младшие школь-

ники,

2 по 45 мин. -

другие группы

изобразительное

   10

   15

   2

2 - 3 - 4 по

искусство

45 мин.

кинолюбителей

   10

   15

   2

2 по 45 мин.

шахматный клуб

 2 - 3

2 по 45 мин.

 4.

Занятия в кружках

   10

   15

1 - 2

3 по 45 мин.,

юных туристов и

похода

занятия на

краеведов

или за-

местности - до

нятия

4 час.

на мес-

тности

в месяц

 5.

Занятия эколого-

   10

   20

2, из

2 по 45 мин.

биологической

них од-

направленности

но про-

водится

по под-

груп.

 6.

Занятия физкуль-

45 мин. - для

турно-спортивного

учащихся 8 -

профиля:

13 лет,

 группы начальной

   10

   15

 2 - 3

2 по 45 мин.

подготовки

2 - для уча-

щихся 14 - 17

лет

 радиоспорта

    8

   15

 2 - 3

2 по 45 мин.

 занятия картин-

   10

   15

   1

45 мин.

гом

 прочие (морские,

   10

   15

 2 - 3

в зависимости

юных пожарников,

от характера

собаководов и

занятий, тео-

др.)

ретические - 2

по 45 мин.

       --------------------------------

<*> Продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений.

<**> В числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе групповые.

<***> Младшая группа первого года обучения.

Re: продолжительность образовательных программ
от Ирина Перова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:56
 

А как вы можете оценить вот эту разработку? Кто может ею руководствоваться. Она размещена по адресу:  

nmcho.narod.ru http://nmcho.narod.ru/plan/koment_k_sanpin.doc

Методические рекомендации по применению Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.4.1251-03

«Детские внешкольные учреждения (учреждения

дополнительного образования).

Санитарно-эпидемиологические требования

к учреждениям дополнительного образования детей

(внешкольные учреждения)»

УТВЕРЖДАЮ

Директор НМЦ ХО

 И.Е.Домогацкая

1 июня 2004 г.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -  Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и содержат требования: к земельному участку, к зданию и основным помещениям, к водоснабжению и канализации, к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности, к естественному и искусственному освещению, к воздушно-тепловому режиму, к режиму деятельности детей, к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений, к медицинскому обеспечению, к обязанностям руководителя учреждения дополнительного образования.

Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации рекомендует использовать данные Санитарные правила с учетом реального состояния зданий и основных сооружений, финансовых возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей по проведению ремонтных работ, реконструкции и т.д., а также - с учетом особенностей функционирования детских школ искусств (в том числе по виду (видам) искусств)[1] как особого вида учреждений дополнительного образования детей. При этом данные правила и нормы предъявляют особые требования, в первую очередь, к учредителям детских школ искусств, которые определяют первоочередные меры по обеспечению их выполнения.

Данные Методические рекомендации составлены в целях практического применения в учреждениях дополнительного образования детей – детских школах искусств – требований к режиму деятельности детей.

В целях согласования настоящих правил в части требований к режиму занятий детей в объединениях различного профиля (Приложение 3 к СанПин 2.4.4.1251-03) с действующими примерными учебными планами для детских школ искусств Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации рекомендует использовать следующие подходы в их применении:

1. Занятия на музыкальных отделениях детских школ искусств как учреждений дополнительного образования детей, согласно рекомендуемым требованиям, проводятся из расчета[2]:

·         3 занятия по 30 мин. = 90 мин. -  индивидуальные занятия, причем 3 занятия можно сгруппировать в два урока по 45 мин., учитывая возможное сочетание различных видов деятельности обучающихся на индивидуальных занятиях;

·         3 занятия по 45 мин. = 135 мин. – групповые занятия (музыкально-теоретические), причем 3 занятия можно так же сгруппировать в два урока;

·         2 занятия по 45 мин. = 90 мин. – хоровые занятия;

·         2 занятия по 90 мин. = 180 мин. – занятия оркестром (ансамблем).

2. При суммировании астрономических часов как объема учебного времени в неделю получаем 11 уроков по 45 минут, что, в общем, согласуется с объемом, рекомендуемым Примерными учебными планами 2001, 2003 гг.,[3] и, в результате, не противоречит рекомендуемому режиму занятий детей в объединениях различного профиля в Санитарных правилах.

3. Данный объем учебного времени и перечень видов занятий носят примерный (рекомендательный) характер. Согласно Федеральному закону «Об образовании» (статья 32) образовательное учреждение наделено правами по самостоятельной разработке и утверждению рабочих учебных планов, поэтому детская школа искусств разрабатывает и принимает рабочие учебные планы как оптимальный вариант именно для данного образовательного учреждения.

4. Расчет объема учебного времени на хореографическом, изобразительном и других отделениях проводится аналогичным образом с учетом комплекса предметов, необходимого для освоения обучающимися каждого вида искусства.

В рекомендациях Центра развития системы дополнительного образования детей, составленных в соответствии с научной программой «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение систем образования» Министерства образования Российской Федерации,[4]  приводятся объем учебных часов и продолжительность учебного занятия, соответствующие практике деятельности внешкольных учреждений системы Министерства образования:

«Продолжительность занятий и их количество определяются образовательной программой педагога. Как правило, программа первого года обучения ориентирована на 4-6 академических часов в неделю; второго года обучения - на 6-8 академических часов в
неделю, третьего и последующих годов - на 8-12 часов в неделю.
Максимально допустимая нагрузка на одного ребенка в неделю не
должна превышать 12 академических часов в неделю.

Продолжительность учебного занятия устанавливается:

·                     для детей дошкольного возраста - 35-40 мин;

·                     для младших школьников - 1 ч 30 мин;

·                     для средних и старших школьников - от 1 ч 30 мин до 3 ч.

В процессе занятий могут предусматриваться перерывы.

В зависимости от специфики объединений возможно увеличе­ние времени занятий, что должно особо оговариваться в программе педагога».

Данные расчеты также согласуются с объемом учебных часов, рекомендуемым Примерными учебными планами 2001, 2003гг.

В соответствии с вышесказанным Научно-методический центр по художественному образованию считает объем часов, применяемый в практике деятельности детских школ искусств, не противоречащим нормам, указанным в Санитарных правилах.



[1] Под детской школой искусств (в том числе по виду (видам) искусств) понимается: детская музыкальная школа, детская музыкальная хоровая школа, детская хоровая школа, детская школа искусств, детская художественная школа, детская хореографическая школа и др.

[2] Приводятся оптимальные цифры согласно таблице Приложения 3 Санитарных правил.

[3] Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2001 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от  22.03.01 № 01-61/16-32), Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.03 № 66-01-16/32).

[4] Цитируется по изданию «Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования детей (Теория и практика, нормативно-правовое обеспечение). Изд. 2-е, переработанное, М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

 

 

 

 

 

 

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: продолжительность образовательных программ
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 23 Октябрь 2009, 10:20
  Я считаю, что в УДОД должны быть приняты локальные акты, регулирующие этот вопрос. Но локальные акты надо составлять разумно, с опорой на СаНПины, Метод.реком по финансированию, Типовое положение об УДОД. И, если вносите какие-то изменения, они должны быть обоснованы с учетом психолого-педагогических особенностей детского контингента и т.п.